Китайская угроза. Российский нефтегаз пожирает новый импорт
Доля российского
нефтегазового оборудования к 2030 году должна достичь 90%, если не помешают
производители из Поднебесной. Справившись с зависимостью от западных технологий,
отрасль рискует сесть на новую «иглу».
Правительство России завершило работу над созданием восьми новых нацпроектов технологического лидерства. На их реализацию до 2030 года федеральный бюджет выделит 3 триллиона рублей, еще столько же добавят регионы и бизнес. Об этом сообщил вице-премьер России Денис Мантуров на встрече с президентом страны Владимиром Путиным 20 ноября.
Одна из целей – довести технологический суверенитет в нефтегазовом машиностроении до 90% с сегодняшних 72%. Для сравнения, в 2014 году на момент введения первых санкционных ограничений показатель был на уровне 40%. С одной стороны, широкая господдержка и уход с рынка западных поставщиков «благоволят» отечественным производителям. С другой – появился новый вызов в лице растущего давления китайских брендов. Выиграть российским компаниям будет непросто.
«Извините, мы решили купить у китайцев…»
В целом, китайские производители давно присутствуют на российском рынке, но сегодня они активизировались как никогда.
«Доля китайской продукции традиционно составляла значительную часть от общего объема импортных закупок нефтегазового оборудования и, действительно, в последние годы такая доля несколько увеличилась. Это связано в том числе с тем, что ряд отечественных решений еще находятся на этапе разработки», - пояснили Mashnews в Минпромторге.
Однако дело не только в отсутствии собственных аналогов. Изделия, которые уже производятся внутри страны, часто не могут «тягаться» с импортными образцами.
«Китайские коллеги предлагают цены на оборудование в два, а то и в три раза ниже российских производителей», - поясняет заместитель директора завода «БНП» («БорНефтеПром») Максим Сирооченко.
Ключевой фактор более высокой стоимости российского оборудования – отсутствие якорных заказов, которые позволили бы предприятиям в перспективе снизить себестоимость за счет прогнозируемой равномерной загрузки и эффекта масштаба при серийном производстве, отмечают в Минпромторге. Кроме того, китайские поставщики предлагают множество «бонусов» в виде различных гибких условий по платежам, включая отсрочки и постоплату.
По мнению главного конструктора ОАО «Пензкомпрессормаш» Василия Горшкова, опасность впасть в новую зависимость, теперь от Китая, существует как раз потому, что заказчик в нефтегазовой отрасли зачастую все еще «ищет легких путей» - ему проще купить готовое оборудование за рубежом, чем заниматься созданием отечественного.
«Российским производителям приходится вкладываться в разработку. На многие виды оборудования, например, холодильные компрессоры, в России долгое время не обращали внимание – их нужно создавать буквально с нуля. А китайцы могут предложить быстрые поставки и охотно демпингуют, чтобы занять рынок, и диктовать свои условия», - говорит Василий Горшков.
По его мнению, сократить долю импорта в нефтегазовом машиностроении до 10% к 2030 году – вполне достижимая задача. Технологические возможности для этого есть, необходима поддержка в виде четкого плана гарантированных закупок со стороны заказчиков.
«У нас рыночная экономика, и вкладывать миллиарды в развитие своей линейки, а потом получить ответ: «ребята, извините, мы решили купить у китайских партнеров» - никто так работать не станет. Собственники предприятий не готовы инвестировать большие деньги в разработку и производство дорогостоящих изделий, если нет точных подтверждений, что эта продукция будет реализована», - подчеркивает главный конструктор ОАО «Пензкомпрессормаш».
Кто ответит за качество
Еще один риск связан с качеством оборудования, поставляемого из КНР, которое тоже бывает разным. И не всегда заказчик обладает достаточными компетенциями для оценки этого качества.
«Работа с китайским рынком в некоторых сегментах – лотерея. Российские заказчики должны понимать, что приемка такого оборудования становится на 100% их ответственностью. В Китае есть очень достойные поставщики, которые адаптировались под российский нефтегазовый рынок и работают только на него. Но их единицы, остальные подвергают отечественные компании серьезному риску», - предупреждает Максим Сирооченко.
В Минпромторге считают, что российская система ГОСТ предъявляет более жесткие требования к различным характеристикам продукции, что также влияет на стоимость конечного товара.
Их надо сдерживать
По мнению замдиректора завода «БорНефтеПром», основные пробелы сегодня - в поставке электродвигателей, компрессорного оборудования, приборов КИП и т.д. Ключевой же сегмент, подверженный импорту из Китая после ухода западных компаний – приборы автоматики для нефтегазового оборудования, считает эксперт. Если государство не введет дополнительные меры поддержки российских производителей, конкурировать с производителями из Поднебесной будет сложнее.
«Китай всегда брал серийностью, а в сфере нефтегазового оборудования как раз есть такая продукция - например, теплообменные секции, которые в огромном количестве требуются сейчас для строительства НПЗ, ГПЗ, СПГ установок и так далее», - говорит Максим Сирооченко.
По его мнению, китайские производители будут продолжать «переигрывать российские компании и скоростью изготовления, и ценой». Чтобы переломить этот тренд, нужно сдерживать развитие зарубежных компаний в России.
«Компании из КНР активно открывают офисы в России, берут наши научные кадры, используют российские инженерные разработки. Получается, что «голова» наша, а «руки» китайские», - подчеркивает эксперт.
Василий Горшков напоминает, что китайцы, стремясь наращивать экспорт нефтегазового оборудования, не торопятся допускать иностранцев на свой собственный рынок. И России стоило бы взять с них пример.
Конкуренция нужна потребителю
В Минпромторге уверены, что полностью ограничить присутствие китайской продукции на рынке практически невозможно, да и необходимости в этом нет. Однако в отдельных подотраслях нефтегазового машиностроения государство принимает меры. В числе новых – механизм «Кэшбэк потребителю», который запустят до конца 2024 года. Покупателю возместят разницу между стоимостью отечественного оборудования и иностранного аналога по долгосрочному договору поставки. Стимулировать нефтегазовые и нефтесервисные компании покупать российскую продукцию призвана и система квотирования закупок.
«На сегодняшний день в России меры поддержки охватывают весь жизненный цикл нефтегазовой продукции – от разработки до тиражирования оборудования на российский рынок», - отмечают в Министерстве, добавляя, что у ведомства нет цели «поставить заслон» и «избавиться от всего импортного оборудования».
Как известно, чем выше конкуренция, тем больше выигрывает покупатель. Не так давно энергетики уже пожаловались на завышение цен на оборудование отечественного производства. В итоге Владимир Путин поручил Федеральной антимонопольной службе, Минпромторгу и Минэнерго проверить рынок российского энергооборудования и при необходимости принять «соответствующие меры».
Так что в деле защиты рынка от иностранного «захвата» тоже важно не допустить крайностей, чтобы не пришлось потом «защищать» от высоких цен или низкого качества оборудования самих потребителей.