Китай подвинут деньгами и баллами: верфям дадут новые стимулы к импортозамещению
Российские разработчики судового оборудования получат новые меры поддержки, главная цель — повысить конкурентноспособность на фоне чрезмерной активности производителей из Китая.

Три кита поддержки
В недрах Минпромторга началось рассмотрение поправок к знаменитому постановлению №719 с реестром отечественной промышленной продукции. Изменения касаются судостроения. Если в действующей редакции баллы начисляются за 253 позиции судового комплектующего оборудования, то в обновленной версии их 390. Об этом в ходе круглого стола «Импортозамещение в судостроении — планы и реальность», прошедшем в рамках VIII Международного рыбопромышленного форума, сообщил заместитель генерального директора по гражданской морской технике ЦНИИ «Курс» начальник центра импортозамещения и локализации судового оборудования Дмитрий Стоянов.
Суть постановления №719 «О подтверждении производства российской промышленной продукции» в том, что при применении определенных видов продукции и проведении технологических операций заказчику начисляются баллы. Для каждого судна, которое претендует на то, чтобы называться российским и претендовать на различные преференции и поддержку по госпрограммам, предусмотрено определенное число баллов.
Рыбопромысловым судам, строящимся в рамках программы «квоты под киль», раньше нужно было получить 2300 баллов, с 2025 года — 2900, после 2027 года планка вырастет до 3400 баллов. Рефрижераторным судам теперь нужно получать 3200 баллов вместо 2500.
Часть баллов судно «набирает» на верфях за счет технологических операций. По словам Дмитрия Стоянова, по этой позиции максимально можно получить 1250 баллов. На судовое оборудование приходится около 400-500 баллов, каждая система оценивается в 90-100 баллов.
Сейчас в реестр включено 11 позиций общесудового оборудования, 16 судовых систем и 126 видов специального оборудования. В обновленной редакции номенклатура расширится, то есть, заказчикам судов будет проще получить необходимые баллы, чтобы их объект соответствовал требованиям постановления правительства №719.
Новации с баллами рассчитаны на заказчиков судов. Одновременно Минпромторг прорабатывает детали еще одной меры поддержки, на сей раз, непосредственно для судостроителей. С 1 января верфи смогут претендовать на возмещение до 20% стоимости судов при покупке отечественного оборудования.
Дмитрий Стоянов пояснил, что компенсироваться будет именно разница в стоимости между отечественным оборудованием и иностранными аналогами. Причем, первый транш в размере 40% от суммы субсидии, верфи получат на этапе закладки киля. Всего выплаты планируются в четыре этапа: деньги также будут выдавать после спуска на воду, ходовых испытаний и непосредственно, когда судно передадут заказчику. Такая схема призвана нивелировать влияние инфляции. Учитывая, что стоимость оборудования и материалов в процессе строительства может сильно измениться, то верфь на начальном этапе предоставляет предварительные расчеты и именно на их основании получает деньги. Когда становится известна окончательная сумма, производится перерасчет. Если оказывается, что сумма субсидии меньше переплаты, то разницу придется вернуть, хотя, по оценкам Дмитрия Стоянова, это будут крайне редкие случаи. В 2026 году на выплаты верфям будет выделено 4,4 млрд рублей.
Третий механизм — перспективный. По словам Дмитрия Стоянова сейчас по линии Минпромторга рассматривается возможность расширения перечня оборудования для обязательного применения. Суть в том, чтобы производителям вменялось в обязанность использовать именно отечественное оборудование. С 2020 года такой инструмент действует для винто-рулевых колонок. Главным интересантом стала «Роснефть», получившая благодаря этой мере возможность заказывать колонки на дальневосточном заводе «Сапфир».
Поднебесные альтернативы
С начала 2025 года Российский морской регистр судоходства зарегистрировал 255 компаний, из них 101 производитель — российский, 155 — иностранные, в основном из Китая.
«У нас с 2022 года в большей степени замещение оборудование произошло не за счет российского, а благодаря поставкам из Китая», - констатировал начальник управления стратегических коммуникаций и маркетинга Российского морского регистра судоходства Юрий Лашманов.
В принципе российские компании активность проявляют. Так, в 2025 году Российский морской регистр судоходства оформил 369 первоначальных свидетельств о типовом одобрении, такие документы получает новая продукция, которая только выходит на рынок. И Юрий Лошманов заявил, что в большинстве своем новинки — это именно отечественная продукция.
Но производители российской продукции сталкиваются с рядом вызовов. Например, «Морские комплексные системы» (МКС) разработали первую отечественную рыбофабрику и оказалось, что очереди из заказчиков нет. Заместитель генерального директора компании Лев Засыпко, выступая на круглом столе в рамках МРФ-2025 рассказал, что компания готова предоставлять оборудование для тестовой эксплуатации, а когда дело дойдет до заказа, если покупателей что-то не устроит, то вернет деньги.
Ранее «Деловой Петербург» сообщил, что МКС не нашел пока заказчиков на рыбофабрику, а для ее создания компания получила субсидию 500 млн рублей и чтобы исполнить свои обязательства, должна продать продукции на 700 млн рублей. Проблема оказалась в том, что пока отечественная компания активно занималась импортозамещением, рыбоперерабатывающие предприятия уже успели заказать нужные им фабрики в Китае.
По словам Дмитрия Стоянова, если список исключительно российского судового оборудования будет расширяться, то у МКС есть все шансы в него попасть. К слову, инструмент вызывает живой интерес в Федеральной антимонопольной службе (ФАС). В антимонопольном ведомстве полагают, что требование к обязательной локализации может быть реализовано при условии, что в России есть не менее трех производителей аналогичной продукции — чтобы у заказчика была возможность выбора. Как ее обеспечить в случае с рыбофабриками решительно непонятно, ведь помимо МКС, ими никто не занимался.
Без ЗИПов, но с иероглифами
«Практически любая «финансовая мера» стимулирования в текущих условиях полезна для нашего судостроения. Но есть несколько важных моментов. Меры не должны в конечном итоге становится «заградительными». Также помимо стоимости, российское судовое оборудование должно иметь соответствующее качество и приемлемые сроки поставки. Я уже не говорю о гарантийном и постгарантийном обслуживании», - подчеркнул в беседе с Mashnews заместитель генерального директора ЦНИИ Морского флота Александр Буянов.
Новые меры поддержки не смогут кардинально переломить ситуацию в отрасли, предположил в беседе с Mashnews генеральный директор Морского инжинирингового центра Санкт-Петербурга Вадим Мищенко.
«Если у компании есть деньги, она использует китайское оборудование. Если нет, то стремится выполнить условия постановления №719 и в течение многих лет выплачивает кредиты. Отечественное оборудование часто дороже китайских аналогов в два раза, по некоторым позициям – даже в три», - констатировал Вадим Мищенко.
При этом у главы Морского инжинирингового центра китайская продукция восторга не вызывает.
«Бывает, что работает фирма, например, производящая насосы, 5-6 лет, а потом просто исчезает, будто растворяется. И нет ни фирмы, ни запчастей, ни сервисных центров. Это попросту опасно», - отметил Вадим Мищенко.
К другим недостаткам эксперт отнес качество, которое часто не выдерживает критики. «Китайская экономика страдает от перепроизводства продукции во всех секторах, им не нужно чинить, им нужно заменять сломавшуюся деталь новой. Отсюда и вектор на дешевую массовую продукцию», - подчеркнул Вадим Мищенко и обратил внимание на то, что в судостроении с учетом длительной эксплуатации судов такой подход крайне рискован.
Также у китайской продукции часто отсутствует необходимая документация на русском языке, поэтому инженерам уже в России нужно в прямом смысле осваивать китайскую грамоту.
Введение новых мер поддержки направлено на то, чтобы уровнять российскую и китайскую продукцию по ценам. С учетом того, что пул производителей участникам отрасли известен, механизмы получения запчастей понятны, российские компании могут получить конкурентные преимущества. Однако, по мнению Вадима Мищенко, китайские производители так просто в тень не уйдут и задействуют свои лоббистские возможности. Еще один риск – рост псевдороссийской продукции.
Старший вице-президент Ленинградской областной торгово-промышленной палаты Ирина Панченко отмечает, что такие случаи есть и сейчас. Торгово-промышленная палата участвует в процедуре пополнения реестра отечественной продукции, поэтому, когда споры такого рода возникают, к организации обращаются за консультацией следователи.
«У нас были кейсы, когда о таких ситуациях [выдаче иностранной продукции за российскую] сообщали конкуренты. Они обращались в соответствующие органы. Назначалась экспертиза, оборудование полностью разбиралось до самых нижних компонентов. Если факт подтверждался, то подключалась прокуратура, Следственный комитет, возбуждалось уголовное дело. Я сама присутствовала на таких допросах», - рассказала Ирина Панченко.
Вадим Мищенко считает, что с новыми мерами поддержки российских производителей судового комплектующего оборудования, таких историй станет еще больше.
Между тем, эксперты единодушны во мнении, что поддерживать отечественных производителей необходимо. Три года назад у отрасли зачастую не было альтернатив китайской продукции, но сейчас отечественные компании завершили свои разработки и готовы поставлять свое оборудование. Поддержка нужна, чтобы наладить промышленное производство, развернуть сеть сервис-центров и сформировать репутацию, без всего этого, занять свое место на рынке компании никак не смогут.