Кингисеппский машиностроительный завод поставит катера спецназначения во Вьетнам
Кингисеппский машиностроительный завод построит катера специального назначения «Сапфир» для экспорта во Вьетнам. Проект реализуется при поддержке Минпромторга РФ и посредничестве администрации Петербурга.
Предварительная договоренность о поставке достигнута в Хошимине в декабре 2023 года. До этого катера «Сапфир» Кингисеппский машиностроительный завод (КМЗ) поставлял для МЧС, Госморречнадзора и Ространснадзора РФ. Эксперты отмечают сложность использования катеров в тропическом климате и говорят о возможных проблемах при регистрации в надзорных органах Вьетнама.
Соглашение о субсидировании производства катеров проекта 04190 «Сапфир» класса «река — море» в экспортном варианте Минпромторг и петербургское ООО «Кингисеппский машиностроительный завод» подписали в июне 2023 года. Министерство взяло на себя обязательство компенсировать заводу 70% расходов на омологацию (усовершенствование в соответствии с требованиями страны–потребителя) «Сапфиров», в том числе на формирование рабоче–конструкторской документации.
Общая сумма субсидии составляет 196,8 млн рублей, из них 9,9 млн уже выплачены в 2023 году, 63 млн должны поступить КМЗ в 2024 году, оставшиеся 123,9 млн — в 2025–м. КМЗ обязался поставить на экспорт катера не менее чем на 800 млн рублей — принцип предоставления госсубсидии 1:4 (за каждый государственный рубль получатель субсидии должен продать за границу товара на 4 рубля). В сегодняшних ценах это означает, что КМЗ должен поставить во Вьетнам не менее 19 «Сапфиров» до 2027 года включительно (один катер стоит 40–50 млн рублей).
В 2024 году планируется получение для этого катера международного сертификата и патента на промышленный образец.
По словам курирующего проект руководителя отдела маркетинга КМЗ Артема Маршинина, предварительная договоренность о продаже во Вьетнам катеров «Сапфир» была достигнута во время поездки в Хошимин в декабре прошлого года. В реализации договоренности участвуют комитет по внешним связям и комитет по промышленной политике, инновациям и торговле Смольного - их представители также ездили в Хошимин.
КМЗ выпускает «Сапфиры» с 2021 года. В 2021-2022 годах катера проекта 04190 были переданы подразделениям Ространснадзора в Коми, Якутии и Вологодской области. В 2022–м два «Сапфира» получили отделения Госморречнадзора в Махачкале и Иркутске. Всего, по словам Артема Маршинина, выпущено более десятка катеров проекта 04190, в том числе для МЧС, но «Сапфиры», которые делаются для Вьетнама, будут отличаться от предыдущих.
Предполагаются модернизация корпуса, архитектуры судна, усиление защиты от электрохимической коррозии расположенных под водой металлических частей, предусмотрена возможность транспортировки любым видом транспорта.
Технический директор маломерного судостроения КМЗ Сергей Мазурик говорит, что у «Сапфиров» очень хорошие характеристики соотношения моторов, корпуса и массы, что даёт небольшой расход топлива, высокую скорость и отличную манёвренность.
«На двигателях Volvo я разгонял “Сапфир” до 42 узлов — отличный показатель для такого большого катера — его длина 13 метров. На крейсерской скорости 30–33 узла “Сапфир” потребляет 130 литров в час — в России вряд ли кто–нибудь еще может похвастаться такой экономичностью. В данном случае катера будут оснащены моторами LVM мощностью по 350 л. c. каждый или NANI мощностью 370 л. с. — это по сути то же, что и Volvo, в другом исполнении. По соотношению массы мотора к лошадиной силе в России пока, к сожалению, нет аналогов. Отечественный мотор нужной мощности будет весить более 800 кг, а масса LVM или NANNI — 500 кг. Это очень важно для судна, с моторами по 800 кг мы получим дифферент на корму, что сместит центр тяжести и сильно повредит разгону», — говорит Сергей Мазурик.
Российские судостроители до сих пор не экспортировали свою продукцию во Вьетнам, говорит главный редактор медиагруппы «ПортНьюс» Надежда Малышева. «Не думаю, что у катеров с корпусами из композитных материалов возникнут сложности с адаптацией к тропическому климату. Возможно, придется внести некоторые технические коррективы из–за показателей солёности воды. Однако экспортеру придётся столкнуться с бюрократическими препонами — любое судно необходимо привести в соответствие с требованиями национального классификационного общества страны–приобретателя», — говорит эксперт.
Подготовка судна для эксплуатации в тропиках — серьезная инженерная задача, полагает генеральный директор и совладелец петербургского ООО «ПК Скоростные катера» Александр Филиппов.
«Такой катер неплох по ходовым качествам, а вот насколько он готов к эксплуатации во Вьетнаме, зависит от степени добросовестности инженеров КМЗ, которые будут с ним работать. Не очевидно, что любой катер, хорошо показавший себя в Финском заливе и Ладожском озере, пригоден для тропиков. Прежде всего это вопрос охлаждения двигателя и вентиляции машинного отделения. Необходимо также подумать о кондиционировании жилых помещений. В условиях высокой влажности следует позаботиться об усиленной защите от коррозии электрики, а также электронной системы управления двигателями», — считает Филиппов.