Кемеровские власти и РЖД не сошлись в цифрах по грузоперевозкам
Глава Кузбасса Сергей Цивилев намерен добиваться увеличения объема перевозки угля из Кемеровской области в восточном направлении до 55 млн тонн. РЖД возить уголь на Восток невыгодно – есть и более маржинальные грузы, а возможности Восточного полигона ограничены. Кузбасские власти апеллируют к Владимиру Путину и рассматривают альтернативные способы перевозки. Есть и фантастические проекты.
«Эта цифра неприемлема»
Губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев 7 ноября публично рассказал о борьбе, которые власти и промышленники Кузбасса ведут с РЖД, пытаясь заставить железнодорожного монополиста увеличить объем вывоза продукции угледобывающих предприятий на Восток. Они хотят получить гарантию на вывоз 55 млн тонн, а 60 млн тонн рассматривать как перспективу.
РЖД в официальном письме сообщили, что готова к транспортировке из Кузбасса 47 млн тонн угля.
Ранее в РЖД неоднократно критиковали кемеровских угольщиков за нерациональный подход к перевозкам и сетовали на загруженность железнодорожных веток.
Ежегодно из Кузбасса по железной дороге вывозится более 200 млн тонн угля. Но большая часть грузов идет на Запад. Споры вызывает загруженное восточное направление. Лимит грузов, установленный РЖД, регион не устраивает.
«Мы уже семь лет находимся на одном и том же объеме вывоза угля [на Восток] — 53 млн тонн. А в прошлом году мы провалились даже на 5 млн тонн. В конце прошлого года, чтобы наши угольщики понимали, как отработать 2023 год, мы подписали по поручению президента РФ соглашение с РЖД, в котором определили гарантированную цифру на этот год - 53 млн тонн. И цифру, к которой они обещали стремиться, - 55 млн тонн», - рассказал глава Кемеровской области Сергей Цивилев радиостанции «Маяк-КуZбасс».
В этом году, по словам Цивилева, на имя президента страны было направлено новое обращение, в котором были указаны увеличенные цифры: 55 млн тонн — гарантированный объем, 60 млн тонн — тот, к которому нужно стремиться.
«Добавили эти 5 млн [тонн], которые в прошлом году нам не довезли. А РЖД нам в ответ прислал цифру 47 [млн тонн]. Опять ниже. Мы не согласились, отправили протокол разногласий и сказали, что эта цифра нам неприемлема. И поэтому сейчас это все в процессе обсуждения, мы будем отстаивать свою позицию», - заявил Сергей Цивилев.
СПРАВКА MASHNEWS
- Среди всех грузов, перевозимых по железной дороге, уголь -- на первом месте. За три квартала 2023 года РЖД в целом по стране перевезли 262,8 млн тонн угля, 101,2 млн тонн строительных грузов, 51 млн тонн черных металлов, 47,1 млн тонн удобрений, 23,2 млн тонн зерна.
- По объему грузовых железнодорожных перевозок Кемеровская область – лидер среди регионов РФ. По данным РЖД, в 2022 году Кузбасс отправил по железной дороге 236 млн тонн грузов, Свердловская область — 68,7 млн тонн, Красноярский край — 47,8 млн тонн, Белгородская область 44,5 млн тонн.
Металл возить выгоднее
«Компания сталкивается со значительным количеством нерациональных перевозок внутри страны», - заявил глава РЖД Олег Белозеров на Восточном экономическом форуме. В качестве примера была приведена ситуация, когда на Дальний Восток уголь для внутреннего потребления везут из Кузбасса, вместо того, чтобы использовать локальные станции и более короткие плечи.
«В результате провозные мощности забиты, и на Восток в этом году не вывезено более 5,5 млн тонн неугольных грузов высокого передела. А это потери, прежде всего, для региональных бюджетов», - отметили в РЖД.
«Из-за экспортных ограничений на западном направлении все угледобывающие компании перенаправили свои экспортные потоки на азиатские рынки. Но пропускная способность РЖД остается ограниченной и в краткосрочной перспективе увеличить ее не представляется возможным», - прокомментировал MASHNEWS ситуацию директор группы корпоративных рейтингов АКРА Илья Макаров.
«По Восточному полигону РЖД идут составы с углем не только из Кемеровской области, но Хакасии, Якутии и других регионов России», - обратил внимание MASHNEWS кандидат экономических наук Леонид Хазанов.
В то же время нельзя сказать, чтобы РЖД игнорировали нужды угольных регионов, отметил в беседе с MASHNEWS руководитель исследований нефтяного рынка Энергетического департамента Института энергетики и финансов Александр Титов.
«По данным РЖД, на экспорт по Восточному полигону в январе-октябре 2023 г. было отправлено 89,5 млн тонн угля, то есть, +5,7% к январю-октябрю 2022 года. Кемеровская область в январе-сентябре 2023 года увеличила экспорт на Восток по железной дороге на 9,7% до 38,3 млн тонн угля и план вывезти по итогам 2023 года 53,1 млн тонн угля сохраняется», - говорит Александр Титов.
Трения между властями Кемеровской области и руководством РЖД относительно объемов поставок эксперт связывает с высокой конкуренцией на Восточном полигоне.
Сейчас грузоотправители всех отраслей стремятся экспортировать свои товары из портов и погранпереходов Дальнего Востока, поближе к конечному потребителю, объясняет Титов. Это позволит ощутимо уменьшить транспортное плечо, потому что иначе приходится перевозить эти грузы морским транспортом, что существенно удорожает логистику.
«Для угольщиков сейчас разница между ценой угля на Балтике и Дальнем Востоке составляет $35-40/тонн или 1/3 от цены. Поэтому они стремятся на Восточный полигон, анонсируют довольно высокие планы добычи и погрузки, чтобы выбить себе более высокую квоту», - поясняет Александр Титов.
И обращает внимание на другой аспект: для РЖД угольные грузы имеют наименьшую доходность перевозки по сравнению с металлом, рудой, лесными грузами, нефтепродуктами и грузами в контейнерах.
Поэтому РЖД постоянно говорит о стремлении дать преференции более высокомаржинальным грузам (как для экспорта, так и для импорта/транзита). Это и вызывает разногласия.
Железнодорожный крест – и Кемерово в его центре
Проблему можно решить в РЖД. Расширить Восточный полигон и вывезти грузы», - сообщил MASHNEWS заместитель губернатора Кемеровской области по ТЭК Андрей Панов.
«Восточный полигон ОАО РЖД - федеральная собственность и ни один регион страны в одиночку что-либо «решать» не может», - прокомментировала ситуацию MASHNEWS зам. начальника департамента информационной политики администрации правительства Кузбасса Татьяна Щавина и подчеркнула, что транспортные ограничения являются препятствием для исполнения поручения президента России о росте вывоза угля из Кузбасса в восточном направлении.
И хотя ситуация с вывозом угля на восток кемеровских угольщиков не радует, по словам Татьяны Щавиной, даже в нынешних условиях, когда объемы вывоза были сокращены, предприятия смогли сохранить трудовые коллективы.
Предприятиями Кузбасса не имеют возможности бесконечно хранить уголь на складах, ожидая прихода долгожданных железнодорожных составов, объясняет Леонид Хазанов.
О том же заявил 8 ноября министр финансов Кузбасса Игорь Малахов: «С целью избежать затоваривания на складах, угольщики вынуждены ограничивать объемы добычи».
Это уменьшает налоговые поступления в бюджет Кемеровской области. Они и так пострадали от снижения цен на уголь и экспортных ограничений. Игорь Малахов заявил, что доходы бюджета окажутся на 19% ниже прогнозных.
На этом фоне сложности с внутренней логистикой вызывают в регионе раздражение.
Одна из самых актуальных тем для обсуждения на Кузбассе — альтернативные схемы вывоза угля из региона.
«Альтернативные способы - это отправка из портов Балтики и Азово-Черноморского бассейна, но она значительно дороже. Есть варианты доставки через сухопутные погранпереходы в Китай напрямую или через Монголию, но объемы пока не могут составить конкуренцию портам. Также для погранпереходов есть свои сложности с инфраструктурой и тем, что основные потребители российского угля в КНР находятся вблизи портов на Юго-Востоке», - перечисляет варианты Александр Титов.
«Доставлять уголь на грузовиках через Монголию в КНР будет удовольствием дорогим, не говоря уж о том, что машин потребуется очень много», - добавляет Леонид Хазанов.
Власти Кемеровской области озвучивают и более амбициозные проекты, цель которых - радикально решить вопрос.
Сергей Цивилев 7 ноября заявил о планах построить так называемый «Железнодорожный крест» - дополнительные ветки, которые будут связывать станцию Таштагол с китайской станцией Урумчи на юге и доходить до портов Ямбург или Сабетта на севере.
Новые ветки на юге позволят везти продукцию напрямую в Китай. Ветка на севере позволит доставлять уголь к портам.
«Получается транспортный коридор, и Кузбасс находится в его центре», - так Сергей Цивилев охарактеризовал проект.
Правда, пока ни конкретных сроков реализации, ни источников инвестиций нет. Поэтому очевидно, что даже если в этом году Кузбасс и РЖД придут к компромиссу, через год аналогичная дискуссия с большой вероятностью возникнет вновь.
MASHNEWS направил запросы в правительство Кемеровской области и в РЖД.