КАЗ зарядит АвтоВАЗ. Курский завод будет поставлять автоконцерну аккумуляторы
Курский аккумуляторный завод (КАЗ) будет поставлять свою продукцию на «АвтоВАЗ». В 2023 году КАЗ вышел из банкротства и теперь модернизирует производство и наращивает мощности. Другой поставщик «АвтоВАЗа», наоборот, столкнулся с банкротными проблемами.
«Батарейное» соглашение
Курский губернатор Роман Старовойт 11 января 2024 года подписал соглашение о сотрудничестве с «АвтоВАЗом». А 19 января в ходе Дня машиностроения на выставке «Россия» в Москве стороны обсудили возможные направления этого сотрудничества с участием Минпромторга, федерального Фонда развития промышленности и Курского аккумуляторного завода (КАЗ).
«В рамках Дня машиностроения прошли переговоры представителей Курского аккумуляторного завода с президентом «АвтоВАЗа» Максимом Соколовым, обсудили перспективы поставок курских батарей», — цитирует КАЗ комментарий заместителя губернатора Курской области Сергея Стародубцева.
О конкретных объемах поставок пока ничего не известно.
Как сообщили Mashnews на КАЗ, завод уже больше десяти лет поставляет аккумуляторы другому российскому автогиганту — «КАМАЗу».
«В настоящий момент мы закрывает примерно 80% потребности автопроизводителя в аккумуляторах емкостью 190 Ач. Есть планы по расширению номенклатуры продукции, поставляемой на «КАМАЗ», — рассказали на курском заводе.
СПРАВКА MASHNEWS
- КАЗ — один из крупнейших в РФ производителей химических источников тока. Он базируется на площадке курского завода «Аккумулятор», основанного в 1944 году, и выполняет как гражданские, так и военные заказы. Выручка ООО «КАЗ» за 2021 год (более свежих данных нет) составила 2,22 млрд рублей, чистый убыток — 259,5 млн. В качестве единственного учредителя ООО «КАЗ» с конца августе 2022 года в ЕГРЮЛ указана Ольга Галедина, она же гендиректор предприятия. До этого компания принадлежала Евгению Гречушникову.
КАЗ намерен в 2024 году инвестировать средства в расширение производства. В частности, собирается на 25% нарастить выпуск стартерных батарей тяжелой группы (емкостью свыше 140 Ач). Запланировано также расширение ассортимента стартерных батарей за счет выпуска аккумуляторов в корпусах «азиатских» типоразмеров, учитывая приток продукции китайского автопрома на российский рынок.
«Сейчас на самом активном этапе развития находится инвестиционный проект по освоению серийного производства стационарных свинцово-кислотных аккумуляторов OGi, которые недавно поставлялись на российский рынок в основном иностранными компаниями», — прокомментировали на КАЗ.
Кроме того, завод выпускает аккумуляторы и батареи для других промышленных направлений: например, для объектов энергетики и РЖД. Именно на расширение этих мощностей в 2023-2024 годах направлена основная часть инвестиций завода, отмечают на КАЗ, не уточняя конкретных объемов.
Батареи импортозамещаются
Потребность автозаводов в стартерных аккумуляторах для новых автомобилей составляет 1 млн единиц, а их производство в России по итогам 11 месяцев 2023 года превысило 8 млн агрегатов. Производители батарей в основном работают на рынок запчастей, говорит заместитель исполнительного директора ассоциации «Объединение автопроизводителей России» Алексей Серёженкин. В среднем внутренние потребности РФ в стартерных аккумуляторах составляют 12 млн единиц в год.
Примерно половину рынка занимают иностранные аккумуляторы, говорят на Елабужском аккумуляторном заводе (ЕАЗ). До начала СВО в 2022 году, введения связанных с ней санкций и ухода из РФ иностранных автозаводов они предпочитали ставить на свои машины зарубежные батареи. Однако российские заводы и до 2022 года обычно выбирали отечественные аналоги, отмечают на ЕАЗ.
Модели «АвтоВАЗа» долгие годы комплектуются в основном продукцией самарского аккумуляторного завода «АКОМ им. Н.М. Игнатьева» — это один из крупнейших российских игроков на данном рынке. На «АвтоВАЗе» не ответили на запрос Mashnews о том, почему теперь выбрана продукция КАЗ. АКОМ также не прокомментировал вопросы издания.
Возможно, дело в том, что АКОМ не может удовлетворить возросший спрос на отечественные батареи: в июле прошлого года этот завод, в частности, подписал соглашение с «Соллерс Алабуга» (выпускает автомобили УАЗ). До 2022 года «Соллерс» использовал аккумуляторы как российского, так и собственного и иностранного производства.
Другие заводы также энергично импортозамещаются. Этому способствуют и нормативные изменения, которые происходят в последние годы в автопроме.
Так, в прошлом году Объединение автопроизводителей России (ОАР), в состав которого входит и «АвтоВАЗ», раскритиковало инициативу Минпромторга о пересмотре правил расчета баллов локализации в автопроме. Речь о постановлении Правительства РФ №719, которое, в частности, предусматривает, что выплата государственных субсидий автозаводам, вопросы участия автопроизводителей в госзакупках зависят от уровня локализации производства. Этот уровень зависит от того, какие операции по изготовлению техники и ее компонентов осуществляются в России. За каждую операцию начисляется определенное количество баллов.
Минпромторг собирался существенно уменьшить число баллов за технологические операции, в том числе за сварку, окраску и штамповку, зато добавить баллов за локализацию других операций и компонентов, которые в РФ не производятся.
Автозаводы заявили, что новый подход обесценивает произведенные ими инвестиции в технологии, осложнит доступ к госзакупкам и снизит размер компенсации утильсбора.
Позже Минпромторг скорректировал изменения правил: теперь при начислении баллов увеличена роль отечественной компонентной базы для сложных автомобильных систем. Кроме того, сейчас рассматривается предложение «АвтоВАЗа» распространить балльную оценку локализации на электромобили.
Все эти новации заставили автопредприятия удвоить усилия по переходу на отечественные компоненты. Тема актуальна даже для таких высоко локализованных предприятий, как «АвтоВАЗ»: результаты прошлогодней оценки показали, что уровень локализации его моделей снизился.
После введения санкций в 2022 году «АвтоВАЗ» приостановил производство из-за проблем с заменой иностранных компонентов. После возобновления работы оказалось, что Lada Vesta в версии седан с механической коробкой передач набрала 3,2 тыс. баллов — на 135 баллов меньше, чем до 2022 года (данные октября 2023 года, более свежих результатов пока нет). Максимум, который может получить автомобиль, — 7000 баллов.
Наследные счета попали под арест
Не исключено, что отчасти интерес «АвтоВАЗа» к курскому заводу вместо самарского связан с проблемами, которые в последнее время возникают у АКОМа. Например, в прошлом году, как писали СМИ, он оказался под угрозой приостановки работы из-за нарушений требований промышленной безопасности. Ростехнадзор обнаружил, что завод работает без необходимых экспертиз безопасности производственного оборудования, у некоторых топ-менеджеров нет профильного высшего образования. Суд оштрафовал предприятие за нарушения на 200 тыс. рублей.
Но главное - сейчас группа АКОМ переживает сложный период. Финансовые проблемы, начавшиеся после смерти основателя компании Николая Игнатьева в 2020 году, привели, в частности, к банкротству одного из предприятий: в отношении ООО «АКОМ-инвест» в апреле 2023 года было введено конкурсное производство. Причем компания сама подала на банкротство, мотивируя это тем, что не может погасить долг в размере более 848 млн рублей. В реестр требований кредиторов включено уже более 1,4 млрд рублей.
А 29 августа 2023 года суд на эту сумму арестовал счета учредителей «АКОМ-Инвест», которые стали владельцами предприятий группы АКОМ после смерти Николая Игнатьева. Это Лилия и Ольга Игнатьевы, а также Дмитрий Новиков. Под обеспечительные меры попали и компании, входящие в группу: АО «ГК АКОМ», ООО «Реактор Плюс», АО «АКОМ имени Н.М. Игнатьева» и другие.
Курский завод разобрался с банкротством
КАЗ, наоборот, только что вышел из банкротства.
До недавнего времени КАЗ позиционировался как группа компаний. Общими бенефициарами были связаны ООО «АКБ-Холдинг», ООО «Исток+», ООО «ПромАКБ» и ООО «КАЗ».
Основные производственные активы были сосредоточены в ООО «Исток+». На пике успеха, в 2019 году, выручка этого предприятия составила 6,77 млрд рублей, чистая прибыль 8,1 млн рублей. Однако в 2021 году выручка сократилась до 3,92 млрд рублей, и «Исток+» получил исковое заявление о банкротстве от «Экспобанка». В августе 2022 года «Исток+» признан банкротом, введено конкурсное производство. В том же месяце обанкротилось и ООО «ПромАКБ».
На конец мая 2022 года в реестр требований кредиторов «Истока+» были включены требования на 235,9 млн рублей. Кроме того, на рассмотрении суда находились заявления на включение еще более 2,64 млрд рублей, следует из материалов дела. Самый крупный долг — более 1,7 млрд рублей — заявила Федеральная налоговая служба (ФНС).
Однако требование ФНС в реестр так и не попало, другие крупные долги тоже. В результате когда в ноябре 2023 года конкурсное производство ООО «Исток+» было завершено, а компания ликвидирована, то оказалось, что в ее реестре было только 403,65 млн рублей. Банкротство ООО «ПромАКБ» завершилось в июле 2023 года подписанием мирового соглашения с единственным кредитором — ООО «АЮ-БАТ», которому компания обязалась выплатить долг в размере 239,61 млн рублей.
Теперь основной структурой КАЗ стало ООО «Курский аккумуляторный завод». Дела у предприятия пошли в гору. В декабре 2023 года гендиректор этой компании Ольга Галедина говорила СМИ, что «завод вернул себе позиции одного из крупнейших предприятий в отрасли».
«Задолженность перед персоналом и перед банком-кредитором была погашена еще в прошлом году. Тогда же проведена реструктуризация коммерческих долгов. На эти цели было направлено свыше 300 млн руб. На 2023 год основной целью было погашение накопленных прежними собственниками завода обязательств перед бюджетом. Она достигнута», — отмечала Ольга Галедина.
В 2024 году КАЗ планирует ввести в эксплуатацию вторую линию для литья ленты. Будет запущена четвертая формировочная линия, что позволит увеличить объем выпуска аккумуляторов тяжелых типов. Обещают, что продолжится и общая модернизация предприятия.