Катера и краны для атомных ледоколов и плавучих энергоблоков построят в Ленинградской области
Кингисеппский машиностроительный завод (КМЗ) поставит Балтийскому заводу катера для атомных ледоколов проекта 22220 и краны для плавучих энергоблоков.
Контракты на строительство двух катеров для ледоколов «Якутия» и «Чукотка» и двух мостовых кранов для атомных плавучих энергоблоков (всего на 104 млн рублей) КМЗ и Балтийский завод подписали этой осенью. Предыдущий контракт привел к скандалу, - пишет «Деловой Петербург».
Самоходные маломерные суда с закрытой рубкой предназначены для работы в сложных климатических условиях (низкие температуры, шуга, мелкий, разбитый лед). Судам предстоит перевозить людей и небольшие партии грузов, высаживать их на необорудованный берег или льдину. Катер сможет взять на борт 12 человек или 1000 кг.
КМЗ проектирует катера сам в соответствии с техническими требованиями заказчика. Они делаются из алюминиево–магниевого сплава Amr–5М с усиленными характеристиками остойчивости и непотопляемости.
Катера изготовят на производственной площадке КМЗ в Кировском районе Ленобласти, стоимость контракта — 47 млн рублей. Оба катера должны быть поставлены к августу 2025 года. Контракт подписан в середине ноября, «Якутия», которую планируется передать «Атомфлоту» в этом декабре, первое время будет ходить без катера, «Чукотка» получит его своевременно.
Для КМЗ это второй опыт поставки катеров для атомоходов Балтийского завода (входит в Объединенную судостроительную корпорацию — ОСК). Первый такой контракт датируется февралем 2020 года — КМЗ поставил тогда два шестиместных катера РК–700 (проект 0380) для головного ледокола проекта 22220 «Арктика», что в конце 2023 года привело к скандалу.
Из–за задержки оплаты Кингисеппскому заводу пришлось взыскивать с Балтийского часть оплаты за второй катер в суде, и после вступившего в законную силу решения из–за технической ошибки 9,6 млн рублей Балтийский завод перевел на счет Кингисеппского дважды.
Владелец КМЗ Михаил Даниленко отказался возвращать ошибочно взысканные деньги, продемонстрировав таким образом возмущение сложившейся в ОСК практикой исполнять финансовые обязательства только после проигранных арбитражных споров, а до того пользоваться деньгами подрядчиков. Позже стороны помирились, КМЗ вернул ошибочно полученные деньги.
Мостовые краны грузоподъемностью 3,2 тонны один раз уже были предметом контракта между КМЗ и Балтийским заводом — по одному такому крану установят на «Якутии» и «Чукотке». Они предназначены для грузоподъемных операций внутри центрального отсека ледокола. Для КМЗ это был первый опыт изготовления мостовых кранов для работы на судах в условиях вечной мерзлоты. В апреле 2024 года завод получил сертификат Российского морского регистра судоходства, что и позволило в середине октября выиграть тендер на изготовление таких кранов для другого проекта Балтийского завода — строительства двух модернизированных плавучих энергоблоков (МПЭБ) проекта 20871.
МПЭБ проекта 20871 разработало петербургское АО «Невское ПКБ» по заказу «Росатома». Энергоблоки создаются на базе ядерных реакторных установок РИТМ–200С (их делает АО «ОКБМ Африкантов»). Каждый энергоблок должен выдавать в береговые сети до 106 МВт электроэнергии.
Как сообщал в июне отраслевой портал «ПортНьюс», в 2021 году «Атомэнергомаш» (машиностроительный дивизион «Росатома») заключил договоры на постройку четырех МПЭБов для энергообеспечения Баимской рудной зоны (Чукотка). Из–за сжатых сроков и высокой загрузки отечественных верфей решили изготавливать корпуса для первых двух энергоблоков в Китае. Корпуса третьего и четвертого МПЭБов, как сообщили в «Росатоме», скорее всего, также будут строиться в Китае, а достраиваться на Балтийском заводе.
Краны для МПЭБа предполагается применять для перемещения грузов из аппаратных в помещение шлюза люковых закрытий, в том числе в процессе перезарядки реакторных установок. КМЗ сам проектирует мостовые краны и строит их на производственной площадке в поселке Назия Ленинградской области.
КМЗ должен поставить краны к сентябрю 2025 года, стоимость контракта составила 57 млн рублей.
Партнер юридической практики консалтинговой компании «Альтхаус» Александр Арбузов полагает, что разумно исполнять подряды для верфей ОСК параллельно с подрядами для других заказчиков — тогда проблема задержек платежей по госконтрактам не будет слишком болезненной.
«Нужно понимать, что при всех известных недостатках госконтракты выгодны, что бы о них ни говорили. Государство — крупный заказчик, и кроме него на рынке критически мало тех, кто мог бы оплачивать масштабные проекты. От этих денег кормится большая цепочка производителей судового комплектующего оборудования. Отказываться от госзаказов они не будут, а во многих случаях не могут. Я бы предложил подрядчикам подумать о диверсификации контрактной базы, о работе на разных заказчиков — как государственных, так и частных. Такие меры позволят увереннее себя чувствовать в периоды ожидания платежей по госконтрактам, когда подрядчики ограничены в установлении собственных условий и обеспечительных механизмов по ним«, — говорит юрист.
Совладелец и генеральный директор ООО «Морские комплексные системы» (МКС, изготавливает и поставляет судовое комплектующее оборудование, в том числе для Балтийского завода) Павел Зубков называет Балтийский завод надежным партнером.
«Балтийский завод — серьезное предприятие, которое возглавляют крепкие профессионалы–судостроители. У завода множество заказов, он востребован, и, думаю, работа на него перспективна для любой петербургской компании, если она качественно и в срок исполнит взятые на себя перед заводом обязательства. В каком–то смысле это даже статус — небольшая компания может с гордостью включить контракты с Балтийским заводом в портфолио — ими можно гордиться. В моем понимании это надежный партнер…» — говорит Павел Зубков.