Карьерный рост Беларуси и Китая. Тяжёлая техника сменила поставщиков
Китайские и белорусские производители тяжёлой карьерной техники в разы увеличили поставки в Россию. Они заняли место японских, американских и европейских компаний, которые в 2022 году заявили о прекращении экспорта в РФ. Однако и западные производители не хотят отказываться от российского рынка.
Горный импорт
В 2022 году на российском рынке карьерной техники произошла смена поставщиков. Некоторые производители из Белоруссии и Китая, по подсчетам Национального агентства промышленной информации (НАПИ), нарастили российский экспорт в десять раз.
Карьерная техника — это тяжёлые машины, предназначенные для работы прежде всего в горнодобывающей отрасли. К этой категории относятся горные экскаваторы весом от 100 тонн, тяжёлые бульдозеры и погрузчики свыше 360 л.с., карьерные самосвалы мощностью от 23 до 345 тонн.
В отличие от дорожной техники, производство которой в России развито неплохо, на рынке карьерных машин всегда была велика доля импорта.
Так, по оценке Discovery Research Group, из 1237 карьерных самосвалов, которые в «доковидном» 2019 году закупили российские предприятия, 1015 единиц (82%) были иностранного производства. В сегменте горных экскаваторов доля импорта — 80%, причём гидравлических машин такого типа Россия вовсе не производит в серийном режиме, отмечают в SBS Consulting.
Основными поставщиками карьерной спецтехники в РФ до 2022 года были компании Caterpillar (США), БелАЗ (Беларусь), Liebherr (ФРГ), Komatsu и Hitachi (Япония). 68% импорта тяжёлых бульдозеров приходилось на Komatsu, 18% составляла доля Caterpillar, 12% — Liebherr (данные ID-Marketing). В сегменте карьерных самосвалов лидером был БелАЗ с долей порядка 50%.
В 2022 году российские сборочные подразделения Caterpillar в Тосно, Komatsu в Ярославле и Hitachi в Твери сообщили о приостановке производства, а их зарубежные предприятия прекратили поставки техники и комплектующих в Россию. Их примеру последовали и поставщики второго ряда.
Это привело к падению импорта спецтехники в прошлом году на треть (против роста в 1,5 раза в 2021 году), по подсчётам Ассоциации европейского бизнеса.
Переход с запада на восток
Фото: БелАЗ
У белорусских и китайских производителей появился шанс нарастить своё присутствие на российском рынке. Они этот шанс не упустили: БелАЗ в 2022 году вдвое увеличил экспорт в РФ, поставив рекорд за всю постсоветскую историю: холдинг продал российским предприятиям продукцию на $804,8 млн. Он намерен увеличить выпуск другой востребованной в России карьерной техники: фронтальных погрузчиков, бульдозеров, тягачей-буксировщиков.
От пяти до десяти раз (в зависимости от вида продукции) выросли продажи в РФ у китайской SANY, которая выпускает самосвалы, бульдозеры, экскаваторы и прочую спецтехнику премиального уровня. Другой изготовитель спецтехники из КНР — XCMG — утроил экспорт в РФ. Компания Shantui, лидер по производству тяжёлых бульдозеров в Китае, начала поставлять на российский рынок экскаваторы и гидростатические бульдозеры.
Эксперты дальневосточной компании «Дальтимбермаш» отмечают, что китайские производители за 2022 год увеличили свою долю в поставках тяжёлых самосвалов на Дальний Восток с 10% до 40%.
Многие добывающие предприятия переходят с западной и японской техники на китайскую и белорусскую. Например, «ЕвроХим» в 2022 году приобрёл для Ковдорского ГОК (Мурманская область) десять самосвалов БелАЗа грузоподъёмностью 136 тонн. СУЭК для своих кузбасских угольных разрезов закупил у БелАЗа 22 единицы 220-тонных карьерных самосвалов и углевоз на 130 тонн. В компании говорят, что белорусская техника по эксплуатационным характеристикам не уступает западной, оснащена климат-контролем, системами видеообзора и пожаротушения с дистанционным управлением и другими современными опциями.
Правда, научный руководитель Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин считает, что западные машины в среднем получше, чем те, которые сегодня пришли им на замену.
Ушли, но не совсем
Фото: sany.company
Российские потребители, которые годами налаживали цепочки поставок и сервисного обслуживания с западными и японскими заводами, не собираются полностью отказываться от их продукции. По подсчётам ID-Marketing, за три квартала 2022 года из Японии, несмотря на введённый в апреле запрет, было ввезено в РФ более 60 горных гидравлических экскаваторов массой более 100 тонн, это почти 70% всего импорта в этой категории. Примерно такая же картина и по некоторым другим позициям. Значительную долю в таких поставках обеспечивает параллельный импорт.
Но он не сможет существенно заменить потерянные объёмы, считают в Национальном агентстве промышленной информации (НАПИ). В карьерной технике часто требуется особая спецификация, набор опций под условия заказчика. Обеспечить индивидуальную комплектацию в условиях параллельного импорта крайне сложно, говорят в НАПИ. Определённый поток техники может быть налажен через Казахстан, но пока оценить его объём эксперты не берутся.
Опрошенные MASHNEWS Caterpillar, Komatsu и Hitachi не стали делиться своими планами о дальнейшей судьбе их закрытых в России заводов. На условиях анонимности на одном из предприятий отметили, что не спешат с «радикальными мерами в надежде на скорое изменение ситуации».