КАМАЗ решил зарегистрировать имена. Самосвалов
ПАО «КАМАЗ» подало заявку в Федеральный институт промышленной собственности на регистрацию товарных знаков двух карьерных самосвалов — «Геркулес» и «Атлант». Это говорит о намерении предприятия выйти на рынок самосвалов, опустевший после ухода западных производителей. Опыта в создании таких машин у КАМАЗа нет.
Процесс регистрации товарных знаков запущен, подтвердил MASHNEWS руководитель пресс-службы КАМАЗа Олег Афанасьев. Серийно эти машины завод не выпускает, добавил он. Опытные образцы карьерных самосвалов предприятие показывало в 2020 и 2021 годах.
Что такое «Атлант» и «Геркулес»
Карьерный самосвал КАМАЗ-65805-002-91 «Атлант» — первый представитель абсолютно нового семейства автомобилей в линейке настоящих карьерных самосвалов ПАО «КАМАЗ». Это машина с колёсной формулой 10х6 и грузоподъёмностью до 60 тонн предназначена для перевозки скальной и горной породы.
Шарнирно-сочлененный самосвал КАМАЗ-6561 «Геркулес» (грузоподъёмность — до 40 тонн) также создан для карьерных работ. Это автономный электромобиль, не требующий подзарядки от внешней сети. Он выполнен по схеме «последовательный гибрид». Двигатель внутреннего сгорания приводит в действие электрический генератор, который даёт энергию для тягового электродвигателя и заряжает аккумуляторную батарею. При полной зарядке «Геркулес» способен работать только на электричестве. Предполагалось, что в карьере «Геркулес» сможет работать без водителя.
Сколько самосвалов надо
Шарнирно-сочлененный самосвал КАМАЗ-6561. © Пресс-служба ПАО «КАМАЗ»
В 2021 году в России было продано 1416 карьерных самосвалов. Лидером на рынке был БелАЗ — 46,7% от всего объёма рынка. В первой половине 2022 года продано 835 карьерных самосвалов, на долю импорта пришлось более 95% (805 единиц). Это данные исследования, проведённого компанией «Discovery Research Group».
Сейчас в мире карьерные самосвалы выпускают более 20 компаний. Основную часть рынка, более 95%, составляют самосвалы грузоподъёмностью до 40 тонн.
В сложившейся экономической ситуации вывести на рынок новые отечественных продукты достаточно сложно, сказал MASHNEWS директор исследовательской компании «ID-Marketing» Андрей Ловков.
«После начала спецоперации прекратились поставки в прежнем объёме таких крупных производителей, как Komatsu и Caterpillar. На это моментально отреагировали китайские производители — они быстро наладили поставки техники в Россию. Тем не менее при должной поддержке государства и правильном позиционировании, для КАМАЗа всё может сложиться вполне благоприятно», — считает Ловков.
С кого начнут
Не так оптимистично настроен автомобильный эксперт Сергей Асланян. По его мнению, ПАО «КАМАЗ» сегодня не в состоянии выпустить современную линейку грузовиков. Причина в высокой зависимости от зарубежных технологий и комплектующих. При этом предприятие находится под прямыми американскими и европейскими санкциями. Даже китайский Weichai приостановил поставку метановых двигателей.
«И когда завод говорит, что мы сделаем новое, нехарактерное изделие, которое до этого никогда не создавали, прыгнем выше головы, то это абсурд. Во-первых, вы не умеете его делать. Во-вторых, вам не из чего его сделать. В-третьих, вам не с кем его сделать. В-четвертых, у вас нет оборудования. Превратить эти намерения в серийное производство ПАО »КАМАЗ« не сумеет. Даже в условиях »сытой« жизни завод не смог ничего. У его машин были немецкие коробка передач, кабина и американский дизель», — резюмировал Асланян.
С тем, что «Геркулес» и «Атлант» не профильные для КАМАЗа машины, согласен главный редактор журнала «Коммерческий транспорт и технологии» Александр Солнцев. По его выражению, это «проба пера». В случае «Атланта» ПАО «КАМАЗ» делает попытку занять нишу, которую занимала «большая европейская семёрка» (DAF, Iveco, MAN, Mercedes, Renault, Scania и Volvo), пока не ушла с российского рынка.
«Дальнейшая судьба »Атланта« спорна. Но теоретически больше вероятности, что серийно начнут производить именно его. Доля зарубежных комплектующих высока, тут могут быть проблемы, пока они всё это не импортозаместят», — говорит Солнцев.
Андрей Ловков из «ID-Marketing» считает более перспективным для выхода на рынок не «Атлант», а «Геркулес». Импорт шарнирно-сочлененных самосвалов сократился значительно, в этом сегменте пока нет конкуренции со стороны представителей китайского бизнеса.
«Во всяком случае, не было ввезено ни одного экземпляра сочлененного самосвала в этом году. Поэтому камазовский »Геркулес« весьма вовремя может выйти на рынок и занять нишу, которую покинули Komatsu, Volvo, Caterpillar и Bell. Но не стоит забывать, что в России уже производят шарнирно-сочлененный самосвал. Это »Тонар-7507« одноименной компании. Она уже имеет контракты на поставку 40 машин, что подтверждает перспективность этого направления на отечественном рынке», — говорит Ловков.
Переход на отечественные имена
В конце ноября 2022 года генеральный директор компании Сергей Когогин рассказал министру промышленности и торговли России Денису Мантурову, что, несмотря на введённые против компании санкции, ПАО «КАМАЗ» продолжает выпуск традиционных для предприятия грузовиков поколения К4 и нового поколения К5. С февраля 2023 года на предприятии собираются начать полномасштабный выпуск грузовиков поколения K5 из сделанных в России компонентов.
Осенью этого года КАМАЗ сообщил, что наладил производство американских дизелей под собственной маркой. Двигатель Cummins ISB6.7 E5250 запустили в производство под названием «КАМАЗ-667.513-250». Отечественные имена также получили немецкие коробки передач ZF и тормозные системы Knorr-Bremse.
Алексей Горпинченко для MASHNEWS