15 октября 2025 09:36
читать 7 минут

Калининградский автозавод вышел на полный цикл производства китайского кроссовера

В Калининграде приступили к сборке кроссоверов Jetour Dashing со сваркой и окраской кузовов. Указывает ли начало полноценного выпуска «Дашингов» на новый этап в жизненном цикле предприятия, и почему была выбрана именно эта модель?

Надежда на продажи

Jetour Dashing – не новичок в Калининграде, сборку этого кроссовера начали еще весной 2024 года. Однако ни о каком полном цикле производства речи тогда не шло, более того, и этой осенью «Автотор» о подобных планах не сообщал. Однако, как пишет телеграм-канал «Автопоток», локализация «Джетуров» в начале октября наконец-то состоялась.

Хотя можно ли это назвать «локализацией» на сто процентов? И главное, что принесет выпуск «Дашингов» самому заводу? Ведь не секрет, что все последние начинания калининградцев вряд ли можно назвать удачными: продажи собираемых на «Автоторе» Kaiyi, SWM и прочих – мизерные. Так, с января по октябрь 2025 года, было продано 3152 автомобиля марки SWM и 3344 автомобиля марки Kaiyi. Для сравнения, показатели «Хавейла» - более 64 тыс.

Более того, сборка в Калининграде велась крупноузловым методом: фактически это прикручивание колес и заливка жидкостей в привезенные из КНР машинокомплекты, а не то, что принято называть полноценным производством.

Не те партнеры

«Прежде чем говорить о старте производства «Джетуров», я бы посмотрел на то, в каком состоянии сегодня находится «Автотор», - говорит независимый автоэксперт и автожурналист Алексей Кованов. – Безусловно это большой и в прошлом фантастически успешный автогигант, в состав которого входят самые разнообразные мощности. Но после ухода корейских и немецких компаньонов он был вынужден искать новых партнеров. Они-то нашлись, но их продукция российскому потребителю, что называется, не зашла».

Собеседник Mashnews указывает на относительный успех марки BAIC – «Автотору» удалось продать 11 тысяч таких автомобилей, в том числе седаны U5 Plus. Но вот кроссоверы, т.е. те машины, которые по идее больше всего нужны отечественному рынку, подтверждает эксперт, откровенно провалились. В прошлом году завод выдал в общем количестве около 20 тысяч единиц техники – содержать на этом фоне такие мощности и огромное количество персонала невозможно. Нужен крупный партнер, чья продукция действительно будет хорошо продаваться, утверждает Кованов. 

Странный выбор

Отметим, что результаты «Джетура» за 2024 год – 35 тыс. проданных машин, из них «Дашингов» - 16 тыс., что позволило марке войти в топ-10 лидеров российского рынка. Это уже не SWM и не Kaiyi.

Помимо этого, выпуск «Джетуров» выгоден обеим сторонам на фоне резкого повышения утильсбора, ведь «российская сборка» равно «компенсации». Кроме того, «Автотор», находясь в анклаве, также получает определенные налоговые льготы. Те компании, которые приходят туда с партнерством, однозначно в плюсе, поскольку произведенные в Калининграде машины дешевле своих аналогов из КНР. А дешевле – значит, выше продажи.

Но почему именно «Дашинг», задается вопросом главный редактор Quto.ru (входит в Rambler&Co) Максим Ракитин. 

«Этот автомобиль достаточно нишевый, - считает эксперт. – Он больше дизайнерский, чем драйверский, он больше про красоту, чем про функциональность. А между тем, из того, что Jetour продает сейчас в России, самая популярная модель – это Т2. То есть, выбор, прямо скажем, немного странный».

Странный для калининградцев, но не для китайского производителя! «Дашинг» не очень популярен на китайском рынке. Соответственно, его не жалко отдать в Россию и здесь собирать – даже если этой машины не будет в Китае, Jetour ничего не потеряет. Сколько раз я был в КНР, «Дашингов» там не видел ни одного», - отмечает Ракитин.

С новым СПИКом – шансы есть

Несмотря на всю ее нишевость, перспективы у новинки от «Автотора» есть. «Сейчас автомобиль достаточно дорогой. Но есть новый СПИК, по которому возврат утильсбора и участие с госпрограммах становится легче. Соответственно, здесь может быть вариант и с госзакупками, и с новым законом о такси», - говорит главред Quto.ru.

«Очевидно, что и «Автотор», и «Джетур» получат определенные преференции со стороны государства, а покупатель – автомобиль по интересной цене, что должно укрепить позиции бренда на российском рынке», - дополняет коллегу Алексей Кованов.

Тем не менее, полностью загрузить калининградский завод ни «Дашинг», ни даже весь модельный ряд «Джетура» не сможет. Статистика говорит нам, что в 2021 году там было собрано 180 тысяч машин, цифра по нынешним меркам фантастическая. Причем это был не рекордный результат, напоминает собеседник Mashnews, так как 2021-й наравне с 2020-м считался годом ковидным, с множеством вытекающих из этого логистических проблем с комплектующими.

Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин и вовсе считает выпуск «Дашингом» «очень маленьким шажочком в сторону локализации». По мнению эксперта, «Автотору» полный цикл, включающим в себя сборку двигателей и КПП, не нужен сейчас, и не нужен был никогда. «Предприятие всегда служило для таких вот простых вещей типа сварки, окраски. Естественно, никто не будет производить у нас компоненты для этой модели, так что, к моему глубокому сожалению, назвать это полноценной локализацией я не могу», - заключает Шапарин.

Теги:
Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
специальный корреспондент
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!