06 августа 2021 12:52
читать 5 минут

Как СНСЗ создаёт крупнейшие теплоходы для Сибири: рассказывает старший строитель

30 июля 2021 года на Средне-Невском судостроительном заводе заложили второе пассажирское судно проекта А45-90.2 «Виктор Астафьев». Журналисты MASHNEWS побывали на предприятии и пообщались со старшим строителем проекта Ильёй Поляком. Он рассказал об истории создания серии «пассажиров» для Енисея и ходе их постройки.

— Расскажите об истории проекта — от появления идеи до головного судна «Андрей Дубенский».

— Первые проработки КБ «Агат Дизайн Бюро» по созданию пассажирского судна для Енисея относятся к 2010 году. Тогда по просьбе администрации Красноярского края конструкторы подготовили эскизные проекты и технико-экономическое обоснование для строительства двух пассажирских судов. В течение дальнейшей работы менялись размеры судна: сначала они были небольшими, потом увеличились, а затем снова уменьшились до 98,2 м. Это габаритные размеры нашего проекта. 

14 апреля 2020 года подписали контракт на строительство двух судов. Первое называется «Андрей Дубенский», второе — «Виктор Астафьев». Названия выбрали жители Красноярского края на специально проведённых опросах. Андрей Дубенский — основатель Красноярска, Виктор Астафьев — русский писатель, фронтовик.

Общая сумма контракта — более 5 млрд рублей. Сразу после его подписания начались закупки материалов, и 31 июля 2020 года заложили первое судно «Андрей Дубенский».

— На каком этапе сейчас находится строительство головного заказа?

— Идёт сборка узлов, формирование секций. Весь корпус разбит на 10 блоков, на данный момент изготовлено 4 блока первого судна проекта, три из них собраны в единое целое, и четвёртый блок — в стадии готовности 60%. Первый, второй, восьмой, девятый и десятый блоки — это блоки оконечностей. Они самые сложные для производства. Поскольку там криволинейная поверхность корпуса. По этим блокам происходит резка металла и изготовление узлов для дальнейшей сборки. По второму блоку, к сожалению, от проектанта получена не вся документация. Есть сложности. Это головное судно. Применяется при проектировании 3D-модель, но это не исключает некоторых накладок.

— Когда планируется спустить на воду теплоход «Андрей Дубенский»?

— Предварительно спуск планируется в марте-апреле 2023 года. С тем, чтобы к августу-сентябрю перегнать судно в Красноярск и сдать его заказчику.

— Чем отличаются суда этого проекта от других «пассажиров», особенно старой постройки?

— Это и достаточно крупные размерения, и системы набора, и виды движителя, и предполагаемый район плавания. Длина — 98,2 м, ширина — 14,6 м, высота борта — 4,2 м, осадка — не более 2 м.

— Какие двигатели они получат? 

— Три дизельных двигателя Mitsubishi мощностью 480 кВт, которые позволят развивать скорость до 26 км/ч.

— Из особенностей судна что ещё можно отметить? Четыре палубы будет?

— Нижняя палуба — это второе дно, главная палуба, первый ярус надстройки, второй ярус надстройки, третий ярус надстройки и крыша рубки. Корпус будет стальным до первого яруса, второй и третий ярусы из алюминиевых сплавов. Это сделано для уменьшения веса и метацентрической высоты, чтобы увеличить остойчивость судна.

— В этом классе судов есть аналоги в отечественном судостроении?

— В советское время речные пассажирские суда размером более 100 м создавались на заводе «Красное Сормово», в 1959 там построили теплоходы «Ленин» и «Советский Союз». Больше таких крупных судов у нас в стране не собирали. И только в прошлом году на «Красном Сормове» закончили строительство теплохода такого класса — «Мустай Карим».

— То есть для Средне-Невского судостроительного завода проект А45-90.2 — это не только расширение линейки производимой продукции, но и определённый вызов, новое направление?

— Да, для выполнения этого заказа завод должен искать и принимать новые технологические решения, применять уже используемые цифровые технологии, в общем, повышать технический и организационный уровень производства.

Беседовал Игорь Семиков.

ФОТО — MASHNEWS

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Продюсер, сценарист, ведущий Добавочный номер 103