30 октября 2020 00:00
читать 8 минут

Как сегодня живет судостроительный гигант Нижнего Новгорода

Можно долго и аргументированно спорить, где же в России сконцентрирован судостроительный центр. Для кого-то это может быть, причем вполне заслуженно, Санкт-Петербург, где сконцентрировано много судостроительных заводов. Кто-то скажет, что Дальний Восток является центром отечественного судостроения. Для кого-то это может оказаться Астраханская или Нижегородская области.

 

Все это отчасти правда, однако самым продуктивным исключительно по строительству гражданского флота в нашей стране считается завод «Красное Сормово». Как сегодня работает и исполняет свои обязанности один из лидеров среди отечественных судостроительных заводов, строительством какого флота заняты корабелы завода и как предприятие функционирует в условиях распространения коронавирусной инфекции, читайте в статье.

От подлодок до сухогрузов

«Красное Сормово»
 —  это один из самых первых заводов судостроительной отрасли в нашей стране, который был построен в Нижнем Новгороде в 1849 году. При проектировании предприятие задумывалось как многофункциональный завод, способным обеспечивать выполнение государственных заказов. 

Основной профиль завода — судостроительный, но за все время своего существования он стал настоящим заводом-универсалом. В 1870 году на «Красном Сормово» была построена первая в России мартеновская печь, а в 1953 году начала работать первая в мире установка непрерывной разливки стали. В разное время на предприятии производились паровозы, вагоны, паровые машины и дизели, железнодорожные мостовые сооружения, котлы, платформы и трамваи. Вместе с ними строились и суда — пассажирские пароходы, буксиры, сухогрузные и нефтеналивные суда, технический флот.

 

 




Вкладом «Красного Сормово» в оборону страны стало серийное производство 
подлодок, которые строились на предприятии с 1930 по 2005 год. За эти 75 лет было построено и сдано Военно-морскому флоту более 300 боевых подводных кораблей, в том числе 26 атомных. Для оказания помощи, поиска и обследования подводных объектов завод построил и модернизировал десятки спасательных подводных аппаратов. 

Сегодня завод «Красное Сормово» занимается
строительством гражданских судов дедвейтом до 13 тыс. т, которые по техническим характеристикам соответствуют Единой глубоководной системе Европейской части России, и производит продукции специального машиностроения для надводных кораблей и подлодок ВМФ РФ.  

Нижегородское судостроительное предприятие занимает лидирующие позиции на рынке современного гражданского судостроения уже более 20 лет. Последние годы доля завода «Красное Сормово» в сегменте судов типа «река-море» дедвейтом до 13 тыс. т поддерживается на уровне около 40%.

Полная загрузка мощностей

По сообщениям пресс-службы завода «Красное Сормово», на текущий момент у предприятия полная загрузка производственных мощностей. В сентябре 2020 года судостроительный завод досрочно завершил строительство третьей серии из одиннадцати сухогрузных теплоходов проекта
RSD59 для компании «Пола Райз». Полным ходом идет строительство четвертой серии из девяти сухогрузов в рамках контракта с ПАО «ГТЛК» для ООО «Альфа». Напомним, в сентябре 2019 года завод «Красное Сормово» и ГТЛК подписали соглашение о строительстве 20 сухогрузов проекта RSD59. Постройка сухогрузных теплоходов проекта RSD59, в рамках имеющегося опциона, завершится до конца 2022 года. 

 



Кроме того, в мае этого года «Красное Сормово» произвел закладку пяти краболовных судов проекта КСП01. Согласно контрактным обязательствам, краболовы-процессоры будут сданы заказчику до конца 2024 года.  Спуск первого судна планируется уже во втором квартале 2022 года. Сегодня предприятия находится на завершающем этапе разработки рабочей конструкторской документации, после чего коллектив завода приступит к изготовлению секций днищевого пояса.

 



Стоит отметить, что завод «Красное Сормово» впервые сталкивается со строительством проектов рыболовецкого флота. Вот что об этом пишет само предприятие: «Однако сормовский завод всегда достойно отвечал запросам времени, и нас никогда не смущали новые амбициозные задачи«. 

 



Известно, что на первом заказе завод планирует привлекать поставщиков оборудования для установки фабрики по обработке краба. Именно сложная с технической точки зрения «начинка» краболова требует особого внимания.

Коронавирус — не помеха


По сообщениям пресс-службы предприятия, завод «Красное Сормово» функционировал в условиях режима повышенной готовности и продолжает функционировать, применяя все необходимые меры по предотвращению распространения коронавирусной инфекции COVID-19. Динамичного роста заболеваемости среди сотрудников предприятия не наблюдается и не наблюдалось ранее. Администрацией завода совместно с Роспотребнадзором регулярно ведется работа по выявлению случаев заражения. 

 




Готов к любым заказам

Напоследок, самым логичным будет разговор о будущих планах завода «Красное Сормово». О них предприятие говорит следующее: «Относительно будущих планов хочется отметить, что завод всегда был готов подстраиваться под требования рынка и потребности заказчиков. На текущий момент «Красное Сормово» по праву удерживает одну из лидирующих позиций в отрасли отечественного гражданского судостроения. У нас наработаны бесценные компетенции по строительству современного пассажирского флота, мы первые по количеству построенных RSD59, в нашем арсенале — такие актуальные проекты, как дноуглубительное судно TSHD1000, танкера RST27 и RST27М. Суда сормовской постройки неоднократно входили в список «Значительных судов года» по мнению Английского Королевского сообщества корабельных инженеров (RINA)«.

 

Фото: пресс-служба завода «Красное Сормово»

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ: