12 декабря 2022 09:34
читать 8 минут

Как минимизировать риски для директора: передать ответственность по охране труда на аутсорсинг

Несчастные случаи на производстве могут обернуться для топ-менеджера уголовным делом и даже реальным лишением свободы. Чтобы предупредить такие риски, нужно досконально соблюдать зачастую неисполнимые инструкции или привлекать «зиц-председателя».

Уголовная ответственность предусматривается за любое нарушение требований охраны труда, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью. Преступлением признаётся и несоблюдение требований безопасности опасных производственных объектов, которое привело к ущербу хотя бы на полмиллиона рублей. Впрочем, до приговора доходит мизерная доля происшествий, а многим обвиняемым удаётся примириться с наследниками погибших работников.

ЧП заводского масштаба

Своеобразный рейтинг опасности работ — 32 класса профессионального риска — утверждён Министерством труда и соцзащиты РФ. К самым высоким относится добывающая сфера. Такие предприятия обязаны отчислять на страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний от 6,7 до 8,5% фонда оплаты труда. Следующими по травмоопасности (ставки от 5 до 6,1%) признаются производители тракторов, иной сельско- и лесохозяйственной техники. За ними — станкостроение (металлообрабатывающее оборудование) и изготовление музыкальных инструментов (4,5%), железнодорожное машиностроение (4,1%) и так далее.

Для безопасных видов деятельности тариф страховых взносов «на травматику» составляет всего 0,2%.

Одна из крупнейших в России и самая трагическая за всю историю угольной отрасли авария произошла на шахте «Южкузбассуголь». Вину за гибель 110 человек возложили на шестерых должностных лиц, в первую очередь — директора шахты Андрея Функа. Приговорив его к шести годам лишения свободы, суд пришёл к выводу, что руководитель умышленно нарушил правила безопасности на взрывоопасном объекте и «организовал систематические их нарушения подчинёнными работниками». Суд также указал, что правонарушающая деятельность осуждённого «была осознанной, имела экономические мотивы и сопровождалась риском катастрофических последствий, которые в действительности наступили».

Реальные сроки лишения свободы грозят виновникам и локальных производственных происшествий. Так, на Московском нефтеперерабатывающем заводе (АО «Газпромнефть-МНПЗ”) разрушился компрессор — в результате взрыва один из работников погиб, двое других получили ожоги. Заместителя начальника цеха Рустама Фахриева, который распорядился проводить ремонт выведенного из эксплуатации компрессора, приговорили к полутора годам лишения свободы.

Шеф всегда виноват

Ответственность за любые происшествия на рабочем месте закон возлагает на руководителей или иных должностных лиц предприятий.

«Таким лицом не всегда выступает генеральный директор — следственный орган будет изучать должностные инструкции сотрудников, ответственных за промышленную безопасность и охрану труда», — поясняет партнёр адвокатского бюро «ZKS» Дарья Шульгина.

Партнёр адвокатского бюро «Q&A» Илья Антоненко напоминает, что на предприятиях, на которых работает более 50 сотрудников, должны создаваться службы охраны труда или вводиться должность профильного специалиста. Руководители малых предприятия вправе взять эти функции на себя, уполномочить другого сотрудника, нанять аккредитованную специализированную организацию или специалиста. Верховный суд России также допускает передачу функций охраны труда и, соответственно, ответственности, сторонним организациям (на аутсорсинг) и внештатным специалистам.

Эксперты не отрицают, что таким образом можно переложить риск уголовного преследования на «зиц-председателя».

«Главное грамотно прописать стандарты и предусмотреть соответствующие обязанности конкретных лиц. Ими могут быть даже сотрудники других организаций, в том числе контрагентов. Это, правда, не исключает претензии к работодателю, но существенно минимизирует такие риски», — отмечает Илья Антоненко.

Заплатить и избежать приговора

Практика свидетельствует, что оправдаться от обвинений в нарушении правил охраны труда или промышленной безопасности очень сложно. Так, в 2021 году российские суды уличили в таких проступках 263 подсудимых, 13 приговорили к реальным срокам лишения свободы, 66 — к условным, к 143 применили так называемые меры уголовно-правового характера (судебные штрафы). Оправдано всего пятеро.

В то же время каждому третьему обвиняемому удалось примириться с потерпевшими и избежать приговора. Как правило, для этого достаточно выплатить наследникам погибшего работника денежную сумму, которую последние сочтут соразмерной компенсацией, а также возместить причинённый материальный ущерб.

По мнению юриста адвокатского бюро «Забейда и партнёры» Дарьи Горошиловой, ответственным лицам целесообразнее всего будет договориться с потерпевшим.

«Например — оплатить его лечение. Загладив причинённый вред до проверки сообщения о преступлении (происшествия), можно предупредить возбуждение уголовного дела. В дальнейшем возмещение ущерба является основанием для прекращения уголовного преследования с назначением судебного штрафа», — говорит Горошилова.

В свою очередь Дарья Шульгина убеждена, что выплата денег ничего не гарантирует: «Сама по себе компенсация ущерба потерпевшим предупредить возбуждение уголовного дела не может. Однако при вынесении приговора это будет учитываться как смягчающее обстоятельство».

Действующее законодательство не обязывает суд прекращать уголовное дело в связи с примирением сторон, но любые возражения должны быть серьёзно мотивированы. Так, в спорной ситуации оказался старший инженер-технолог ООО «Унечский завод тугоплавких металлов» Алексей Елагин. В произошедшей по его вине аварии никто не пострадал, но причиненный цеху ущерб оценили в 1,2 млн рублей. Однако районный суд ходатайство о прекращении уголовного дела в связи с примирением с заводом проигнорировал и признал инженера виновным. В свою очередь, кассационная коллегия отменила этот приговор, что позволило Алексею Елагину остаться без судимости.

СПРАВКА MASHNEWS
По данным Федеральной службы по труду и занятости, в 2021 году было зарегистрировано 5,5 тысяч несчастных случаев на производстве, в них погибло почти 1,7 тысяч человек.

Павел Нетупский для MASHNEWS

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ: