Алексей Кадилов: "Балтийский завод" находится на подъёме

08 Июль 2021 13:40
Читать 16 минут

Освоение Северного морского пути – один из государственных приоритетов. В рамках МВМС-2021 целый ряд российских предприятий представили свои разработки в этой области. Ведущая в мире верфь по постройке атомных ледоколов – Балтийский завод, на котором сейчас строятся сразу 4 атомных ледокола проекта 22220. Они обеспечат круглогодичное сообщение по Севморпути. Журналист MASHNEWS пообщался с генеральным директором предприятия Алексеем Кадиловым и обсудил с ним перспективы предприятия.


Генеральный директор Балтийского завода Алексей Васильевич Кадилов.

— Алексей Васильевич, расскажите о ходе постройки серии ледоколов проекта 22220.

— Как известно, контракт на строительство головного судна мы заключили в 2012 году. В 2014 и 2019 годах подписаны договоры на строительство четырёх серийных кораблей. Приёмный акт на "Арктику" подписан 21 октября прошлого года, остальные четыре корабля находятся на разных стадиях постройки.

Первая крупная задача на текущий 2021 год – сдать ледокол "Сибирь". На этом судне уже полностью готов реактор. Мы успешно выполнили тестовый запуск, а в июле готовимся к подаче пара на турбину.


Атомный ледокол "Сибирь" проекта 22220. Июль 2021 года. ФОТО — MASHNEWS.

Все испытания намерены завершить ко 2 ноября 2021 года и вывести корабль в море. Если не возникнет форс-мажорных обстоятельств, в этом году подпишем приёмный акт.

Вторая важная задача связана с ремонтом головного корабля проекта. Как известно, в феврале 2020 года, во время испытаний сгорела обмотка правого гребного электродвигателя. Мы готовимся принять "Арктику" в ближайшее время, выгрузить сгоревший двигатель, заменить его новым и провести комплекс испытаний. Мы также устраним замечания, выявленные в процессе эксплуатации "Арктики", и к 15 ноября отпустим корабль снова в море.


Головной атомный ледокол "Арктика" проекта 22220. ФОТО — Балтийский завод.

Ещё одно значимое событие — в конце осени 2021 года планируем передать "Урал", третий ледокол проекта, под погрузку ядерного топлива.


Атомный ледокол "Урал", второе серийное судно проекта 22220. ФОТО — Балтийский завод.

Программа по строительству ледоколов идёт по графику. На стапеле ведётся сборка 709 (атомный ледокол "Якутия") и 712 (атомный ледокол "Чукотка") заказов в штатном режиме. Первый планируем к пуску в 2022 году, второй — в 2024 году.

— Какие ещё крупные заказы планирует выполнить предприятие?

— Мы ведём переговоры по строительству четырёх плавучих энергоблоков для Баимского ГОКа. Весной этого года на государственном уровне определились со схемой электроснабжения, решили, что это будет ядерная энергетика, а не СПГ-электростанция.

Контракт ещё не подписан, и когда это произойдёт пока трудно сказать. Но уверен, что рано или поздно это произойдёт.

— Как проходит модернизация предприятия?

В 2014 году разработан проект реконструкции основных элементов завода. Мы считаем, что должны перейти от секционного, с формированием на стапеле 75-тонных секций, на блочный метод строительства. Планируем собирать порядка 500-600 тонн из таких блоков. В том числе и ледоколы.


ФОТО — Балтийский завод.

Проектирует новый цех Центр Технологий Судостроения и Судоремонта (ЦТСС). В ближайшее время они должны зайти в экспертизу. В стадии проекта ещё один цех, рассчитанный на ежемесячное производство 10 000 труб. Это позволит закрыть потребность всего нашего северо-западного кластера предприятий.

В более отдалённой перспективе планируем построить сухой док и крытый эллинг. Но это пока из разряда далёких планов, не обеспеченных финансированием.

Что касается первых двух проектов, то проектные работы ведутся в штатном режиме. Проектировщики уже заходят в экспертизу. Как только мы получим положительное заключение, приступим к строительству, а пока ведём подготовительные работы.

— По какой причине вы переходите к крупноблочному методу строительства?

— Мы считаем, что строительство надводных судов и кораблей из крупных насыщенных блоков — правильное решение. При таком подходе существенно повышается производительность труда, что в конечном счёте влияет на скорость строительства новых кораблей.

Но такой подход требует совершенно иного инжиниринга. Например, крупноблочное строительство необходимо закладывать ещё на стадии проектирования кораблей.

Ледокол
ФОТО — Балтийский завод.

— Как обстоят дела с диверсификацией производства и увеличением доли выпуска гражданской продукции?

— У нас обратная ситуация. Пока остальные думают, как производить больше для гражданского рынка, мы, наоборот, смотрим в сторону гособоронзаказа. "Балтийский завод" всегда стоял на двух ногах: мы строили либо атомные ледоколы, либо военные корабли. Так исторически чередовалось. 

Мы много чего производим для военных кораблей, но, учитывая наш мощный машиностроительный комплекс, ждём заказов со стороны Минобороны.

— Если кратко резюмировать, как вы оцениваете состояние предприятия сегодня?

— Недавно "Балтийскому заводу" исполнилось 165 лет. Я считаю, что предприятие сегодня находится на подъёме. Через несколько лет мы завершаем ледокольную программу, ближайшие годы займёт строительство плавучих энергоблоков. Надеюсь, с эти задачи мы выполним в срок. И, конечно, готовы приступить к новым заказам!

Беседовали Дмитрий Чайка и Илья Безручко. 

MASHNEWS.RU благодарит за помощь в подготовке материала пресс-службу Балтийского завода и лично Варвару Алексеевну Чайковскую.

Больше новостей: