Износ снегоуборочной техники в регионах достигает 60%
Дорожные службы не торопятся переходить на российские машины, а при обновлении автопарка смотрят на китайский рынок.
Ситуация с обеспеченностью муниципальных дорожных служб снегоуборочной техникой неоднородна по стране. В некоторых регионах наблюдается острый дефицит машин – износ как крупной, так и малогабаритной техники достигает 60%. Об этом Mashnews рассказала Исполнительный директор Национальной ассоциации зимнего содержания объектов инфраструктуры и транспорта Юлия Антонова.
По ее словам, в России производят все виды техники для уборки и содержания дорог, однако многие муниципальные организации не торопятся переходить на отечественные аналоги. Дорожники стараются сохранить и обслуживать закупленные 5-10 лет назад импортные машины.
«В планах на будущее настрой тоже не на российский рынок, а на китайский», - добавляет Юлия Антонова.
Несмотря на большой процент износа снегоуборочных машин в ряде регионов, в целом, по мнению эксперта, ситуация все же улучшается. В Саратовской и Рязанской областях, а также в Воронеже и Калуге в этом году закупили новые машины, в Москве, Санкт-Петербурге и большинстве городов федерального значения автопарк специализированной техники регулярно обновляется. Так, только Северная столица в 2024 году приобрела снегоуборочной техники почти на 4 млрд рублей.
Не меньшую тревогу вызывает и дефицит кадров. Бывает так, что техника есть, но из десяти единиц пять попросту простаивают.
«Если раньше не хватало квалификации, то сейчас в принципе не хватает людей. Многие учебные центры по подготовке квалифицированных специалистов говорят о том, что некого учить, в обслуживающих организациях нет людей. Последние три года дефицит кадров в среднем по некоторым регионам был 45%, в сезоне 2024-2025 эти показатели только увеличиваются», — комментирует эксперт.
В Ассоциации отмечают, что сэкономить на технике и рабочей силе можно, применяя современные противогололедные реагенты (ПГР). Они дороже привычной пескосоляной смеси (ПСС), но в результате помогают оптимизировать расходы на содержание дорог – благодаря возможности обработки большей площади дорог одной загрузкой машины, так как расход современных ПГР в 5-6 раз ниже, чем у ПСС.
«Это снижение количества холостых пробегов. Требуется меньше машин и специалистов для них. Соответственно, чем меньше пробегов, тем меньше износ автомобиля. Современные реагенты хорошо плавят лед, снижая объем снежной массы, то есть сокращая объем вывозимого снега, как итог – меньше износ грузовиков и погрузчиков. И весенняя уборка тоже проходит быстрее, достаточно промывки дорог водой, и не нужно подметать две недели город от песка, который до сих пор применяют во многих регионах в целях борьбы с зимней скользкостью», — резюмирует глава Национальной ассоциации зимнего содержания объектов инфраструктуры и транспорта.