Искусственный интеллект лишит дохода неквалифицированных рабочих
Искусственный интеллект наступает, тотального внедрения ИИ опасаются и граждане, и специалисты. ИИ может угрожать информационной безопасности страны и вызвать болезненный переворот на рынке труда. К каким последствиям приведет цифровизация, выяснял Mashnews.
Перспективы роста
Сегодня лишь половина россиян доверяют искусственному интеллекту, и государству нужно законодательно регулировать его развитие, заявила 20 марта, выступая на выставке-форуме «Россия», глава Роспотребнадзора Анна Попова.
Цифровизация наступает стремительно, эксперты в один голос говорят, что это хорошо, поскольку роботы помогают нивелировать острую нехватку рабочих рук на российских заводах. А эту нехватку испытывают 47 % российских предприятий. Специалисты считают вполне реальной цифровизацию 95% отраслей экономики уже к 2030 году – такую задачу перед правительством поставил Владимир Путин.
«Планы по внедрению реалистичны, потому что мы видим, как сокращается интервал между прорывами в развитии этой технологии – ещё год назад мы не могли осмыслить, что когда-то ИИ сможет генерировать видео, неотличимые от тех, что снимает человек», – считает Роберт Гадеев, руководитель команды тестирования мессенджера ВКонтакте, автор книги «Тестируем яблоко: смартфоны, планшеты и часы».
По внедрению искусственного интеллекта в отдельных отраслях Россия уже опережает многие страны мира, говорит Олег Матвейчев, профессор Финансового университета при Правительстве РФ, депутат Госдумы. Например, в сельском хозяйстве, где уже вовсю применяются беспилотные комбайны.
«Это такие коробочки размером с книжку, «мозги» которых полностью заменяют комбайнера и тракториста», – поясняет эксперт.
Управлять комбайном – довольно сложная работа, тем не менее искусственный интеллект успешно с ней справляется. А на заводах есть куда более примитивные функции, которые до сих пор выполняют люди. Внедрение автоматизации там неизбежно.
«Это хорошо, потому что любое внедрение ИИ – это делегация низкоуровневой работы, чтобы человек мог заниматься контролем того, что делает ИИ, и корректировать, составлять для него исчерпывающее задание», – отмечает Роберт Гадеев.
Рабочий vs ИИ
Но есть и обратная сторона медали. Цифровые технологии грозят практически полностью заменить собой людей в низкоквалифицированных сферах. Как это скажется на рынке труда, предсказать сложно. Эксперты относятся к этой проблеме оптимистично и считают, что российская экономика сможет подстроиться под новые реалии с помощью появления на рынке новых профессий. К тому же всегда нужны будут специалисты, контролирующие работу ИИ.
«Всё это «пугалки» - что искусственный интеллект заменит людей. Я напомню, что к началу XX века население мира составляло миллиард человек. И все думали: куда девать людей, когда их будет 2 млрд? Сейчас 8 млрд, и голода никакого нет. Да, где-то бедность, плохо питаются, но раньше голода было больше. Появилось много новых профессий: блогеры, мерчандайзеры, дизайнеры, разработчики ИИ. Появятся другие новые профессии, и люди пойдут туда», – убежден Олег Матвейчев.
Вряд ли рабочие заводов смогут переквалифицироваться в разработчиков ИИ или дизайнеров, поэтому более вероятной сферой их дальнейшего трудоустройства остается сфера услуг. А развита она, как правило, в крупных городах и агломерациях. Поэтому люди будут переезжать из деревень и небольших городов, где нет работы, в мегаполисы. Эта тенденция уже наблюдается в России несколько десятков лет, и в будущем, скорее всего, темпы урбанизации будут только расти.
По данным Росстата, на 1 января 2000 года уровень урбанизации в России составлял 72,9 % или 106,5 млн человек, страна насчитывала 12 городов-миллионников. На 1 января 2022 года показатель вырос до 74,8%, в городах проживало около 109 млн человек, а число миллионников увеличилось до 16.
Особенно остро ситуация сложится в населённых пунктах, выросших вокруг градообразующих промышленных гигантов. По данным Минпромторга, сейчас в России действуют 336 градообразующих предприятий в 321 моногороде, где проживают 12,7 млн человек. На заводах трудится минимум четверть работающего населения этих городов.
«Что касается массовой безработицы, можно сказать, прямой угрозы не существует. Вероятнее - переходный период с изменением структуры занятости, в ходе которого общество и экономика будут адаптироваться к новым условиям. Появятся новые профессии, однако переходный период может оказаться болезненным для значительной части низкоквалифицированной рабочей силы», – отмечает Анатолий Бобунов, эксперт в области обеспечения качества финансовых систем.
Важным фактором является экономическая выгода от внедрения ИИ. Бизнес будет взвешивать, что прибыльнее: применение искусственного интеллекта и найм дорогих IT-специалистов или привлечение большего числа низкоквалифицированных сотрудников?
В этой ситуации и свои плюсы – сокращение низкоквалифицированных рабочих мест на заводах снизит потребность страны в мигрантах, что исключит межнациональные, межрелигиозные и межкультурные столкновения и поможет нашей стране не потерять свой код идентичности, уверен Олег Матвейчев.
По мнению Роберта Гадеева, внедрение ИИ практически невозможно в сферах, где требуется высокий уровень креативности, глубоких межличностных взаимодействий или непредсказуемых физических действий. К ним относятся, например, политика, военное дело или индустрия развлечений.
Также в эту категорию попадают электрики и водопроводчики, так как их работа требует навыков ручного труда, медицинские работники для ухода за пациентами и сфера туризма, где требуется понимание человеческих эмоций для качественного сервиса, считает Анатолий Бобунов.
Безопасность под контролем?
Главный риск, о котором говорят эксперты, когда речь заходит о тотальном внедрении искусственного интеллекта, – информационная безопасность, поскольку взлом стратегически важных промышленных объектов будет угрожать национальной безопасности. Поэтому защите от хакеров придется уделять особо пристальное внимание. Нерешенным остается и вопрос ответственности за решения ИИ: кто будет отвечать за ошибки, допущенные искусственным интеллектом?
«Борьба с хакерскими атаками на предприятиях, управляемых ИИ, скорее всего, будет разительно отличаться от того, что происходит в сфере информационной безопасности сейчас. Но можно наверняка сказать, что она точно должна включать в себя человеческое звено, которое контролирует входящий трафик, корректность работы искусственного интеллекта и выполнения заданных ему инструкций», – отмечает Роберт Гадеев.
По мнению экспертов, Россия еще долго не сможет дать искусственному интеллекту карт-бланш на самоконтроль, особенно, если внедрит его в стратегически важные сферы экономики. Основные проблемы интеграции как раз будут связаны с контролем и безопасностью ИИ – придется перекроить всю инфраструктуру, чтобы грамотно выстроить такую работу.
Если с первой проблемой может помочь появление новых профессий и переобучение людей, но для комплексной защиты от хакеров придется перестраивать всю нынешнюю инфраструктуру предприятий. Обе эти задачи России предстоит решить в течение ближайших шести лет.
СПРАВКА MASHNEWS
- По данным Минэкономразвития, на март 2024 года, средний уровень использования ИИ в приоритетных отраслях России составляет 31,5%, по объёму совокупных вычислительных мощностей РФ входит в топ-10 стран-лидеров.
- По итогам 2022 года объем российского рынка ИИ превысил 650 млрд рублей. Это на 18% больше, чем в 2021 г. В 2024 году правительство направит на развитие искусственного интеллекта 5,2 млрд рублей. Ожидается, что к 2030 году внедрение
- ИИ даст прирост ВВП на 11,2 трлн рублей, а инвестиции бизнеса и государства в эту сферу увеличатся со 120 до 850 млрд рублей в год.
Оксана Артемова