Iran получает российскую прописку: одним автозаводом станет больше, у «Гранты» появится конкурент
Автомобили «Пежо», которые собирают по лицензии в Иране под названием Iran Khodro, будут выпускать и в России. Иранцы планируют сыграть в сегменте бюджетных легковушек - нише, так и не занятой китайскими автопроизводителями. Главный конкурент – «АвтоВАЗ».
Компания Iran Khodro и российский дистрибьютор «Мамаруса», базирующийся в Ростове-на-Дону, 9 октября официально заявили: производитель намерен вновь выйти на российский рынок, причем не только продавать в нашей стране свои автомобили, но здесь же их и собирать. Процесс сертификации почти завершен, старт продаж намечен на январь 2025 года. Об этом стало известно в ходе прошедшей в Москве выставки CarX.
Прошлое
Речь идет о седане Tara, построенном на базе Peugeot 301, и компактном хэтчбэке 207i, в основу которого легла французская модель 16-летней давности, конкретнее – хорошо известный в России Peugeot 206. Опрошенные Mashnews эксперты в недоумении.
«Эта уникальная история, которая называется «хождение за три моря иранских автомобилей». Они давно и абсолютно безуспешно пытаются сертифицироваться в Российской Федерации, но через нашу систему сертификации не могут прорваться вообще никак», - говорит вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.
«Я не противник «Пежо», но те автомобили, на базе которых построены Iran Khodro, вызывают у меня улыбку: если из нас сделать Кубу, тогда можно смело ездить на иранских машинах, - поддерживает коллегу автоблогер и автоэксперт Артем Зайцев. - Это абсолютно бесперспективно. Люди у нас уже не в том положении, когда мы пересаживались с «Жигулей» на иномарки, мы знаем, что такое нормальная машина, как она едет, что такое безопасность, - и на этом фоне рассказывать о «Пежо» из 90-х?».
«Я понимаю, если бы иранцы что-то построили на базе «Фокуса» второго поколения, их у нас любят и ценят. Но эти Khodro хуже «Весты», хуже даже «Гранты», - убежден собеседник Mashnews.
Настоящее
Впрочем, иранцы настроены серьезно. И поддерживающая их российская сторона – тоже. «Мы считаем, что качественный выход на рынок возможен только при наличии сборки автомобилей, - рассказал нашему изданию маркетолог компании «Мамаруса» Вячеслав Колтунов.
«В связи с этим рассматриваем различные площадки, любые, где возможно в той или иной мере разместить производство. Стараемся в первую очередь рассматривать те, что ближе к Москве или Ростову-на-Дону, откуда родом наша компания», - говорит представитель «Мамарусы».
В компании-дистрибьюторе при этом старательно обходят вопрос того, какой именно завод стоит на первом месте в списке претендентов. Вероятнее всего, это простаивающая площадка в Ставрополе, которую готовы к декабрю продать за довольно небольшую сумму, равную 2 млрд рублей. «Конкретики пока никакой нет», - говорит Колтунов. Но подчеркивает: «Главное, что намерения выйти сюда заводу – они есть, и эти намерения серьезные».
На данный момент дистрибьютор занят разработкой маркетинговой и торговой стратегии. «Тестируем разные форматы. Например, был опыт работы с крупным дилером, думаем насчет несетевых дилеров, которые представлены в одном-двух регионах с одним-двумя салонами, работаем над развитием направления онлайн-продаж, сейчас это крайне перспективно. Тем более, когда речь идет о недорогих автомобилях. Планируем выбрать наиболее результативный формат, и, исходя из этого, уже определять объемы производства», - так ответил Вячеслав Колтунов на наш вопрос о том, сколько планируется производить и продавать «Иранов» в России.
«Коллеги из «Автостата» подтверждают, что по России ездят около 10 тыс «Самандов», а ведь им больше 15 лет – это уже многое говорит о надежности иранских машин. У потребителя всегда есть вопросы к качеству продукции: чтобы показать, что Iran Khodro может выпускать автомобили европейского качества, мы и привезли модель Tara. Кроме того напомню, что на мощностях Iran Khodro собирались в том числе и «Мерседесы», не только «Пежо», - говорит гендиректор ООО «Мамаруса» Михаил Колтунов.
«Мы прекрасно отдаем себе отчет в том, что иранские машины не станут бестселлерами, но свою нишу на рынке они займут, соотношение цена-качество у них отличное», - считает глава компании-дистрибьютора.
Будущее
Речь идет о крупноузловой сборке - недавней, но уже крепкой традиции выпуска иностранных автомобилей в России, потом возможен переход на полный цикл производства. Причем это не громкие слова, в случае с Iran Khodro такой подход, скорее, необходимость, продиктованная конкурентами, ведь главный из них – автопроизводитель №1 в России, «АвтоВАЗ».
«Несмотря на утильсборы и прочее, эти машины (Iran Khodro – прим. ред.) очень дешевые и будут конкурировать с «Ладой». Я не верю в то, что они смогут намеченное провернуть и занять здесь большую рыночную долю. И, безусловно, им будет всячески противодействовать «АвтоВАЗ», это сто процентов», - считает Антон Шапарин.
Получится ли у персидской компании? Хотелось бы. С одной стороны, Артем Зайцев прав: «Мне кажется, это мертворожденный проект. Я понимаю, если бы они подошли к этому немного по-другому: «Вот у нас новая модель, и мы хотим ее собирать у вас». А получается, как в самом начале с Китаем, который тогда оказался никому не нужным. Если бы Khodro стоили 500 тысяч, что ж, наверное, их бы брали только из-за цены. Но речь идет отнюдь не об этой сумме. Если резюмировать: оно нужно, если будет стоить три копейки, в любом другое случае это просто утиль, который по незнанию купят три пенсионера».
А с другой стороны - все
так, однако отечественному рынку легковых автомобилей катастрофически не
хватает моделей в нижнем ценовом сегменте, где есть только одна-единственная
машина – «Гранта». И на ее фоне старенький по своей сути, но только что
сошедший с конвейера «Пежо», простой, надежный и понятный, кажется довольно
привлекательным вариантом. Особенно если иранцам удастся удержать цены на
невысоком уровне – предполагается, что самый доступный Iran Khodro будет стоить не дороже 2 млн рублей.
А это в лучшем случае «Веста».
«Мы не ставим перед собой заоблачных целей, наша задача продавать честный автомобиль за честные деньги», - говорит Михаил Колтунов. Впрочем, Tara, по его словам, будет все же немного дороже озвученной выше ценовой планки: после увеличения утильсбора ее примерная стоимость составит 2-2,5 млн рублей. И на этом иранская экспансия не прекратится: «Есть модель Rira, кроссовер, в том числе электрический, основанный на современной иранской платформе собственной разработки. Расширение модельной линейки позволит отвечать нам большему количеству запросов со стороны потребителя».
СПРАВКА MASHNEWS
ООО «Мамаруса» зарегистрировано в Ростове-на-Дону. Работает с 2020 года. Гендиректор и единственный учредитель – Михаил Колтунов. В 2023 году выручка составила 676 млн рублей, чистая прибыль - 12 млн рублей.