Инженеры МФТИ представили первый российский водородный вездеход
Это пятиосная машина габаритами 12х2,9 метра и высотой 3,6 метра, массой 12,5 тонн, способная развивать скорость до 60 км/ч с 8 пассажирами и грузом весом до 2,5 тонн.
Фото: МФТИ
Вездеход «Русак К-10» на водороде сделан совместно с компаниями «Вездеходы для севера (Нижегородская обл.), «Кубо» (Санкт-Петербург) и «Гидроджен Энерджи» (Московская обл.).
Гибридная силовая установка работает от водородного топливного элемента мощностью около 120 кВт, который получает водород из шести баллонов суммарной емкостью 1200 литров с давлением 350 бар, то есть масса водорода на борту равна примерно 30 кг. Эта система питает группу тяговых литий-ионных аккумуляторов емкостью более 120 кВт*ч, которые, в свою очередь, обеспечивают энергоснабжение синхронным электродвигателям мощностью 180 кВт с постоянными магнитами.
Как рассказали разработчики, в режиме движения по зимнику на крейсерской скорости водородный вездеход способен проехать до 400-500 км без дозаправки. Систему можно развивать, модернизировав основные газовые узлы и магистрали до давления 700 бар, что увеличит автономность примерно на 50-60%. Установка электромоторов на каждую ось вездехода позволит существенно упростить трансмиссию и повысить эффективность управления вездеходом, что в свою очередь позволит повысить энергоэффективность, особенно при движении по сложному рельефу. Все инженерные системы и узлы интегрированы через CAN-шину, верхнеуровневая система управления спроектирована и запрограммирована на специальном контроллере.
Вездеход может быть передвижной базой для работы на Севере,
способен преодолевать водные препятствия, а шины низкого давления обеспечивают
минимальное воздействие на почвенный покров хрупкой природы в Арктике.