Инженерный центр судостроения возглавил бизнесмен, занимавшийся проектом в Усть-Луге
В петербургском АО «Инженерный центр судостроения» (ИЦС) сменился руководитель – место Михаила Юдина занял Сергей Величко.
Основным направлением деятельности ИЦС сейчас является проектирование фонтанной арматуры для Нижегородского завода 70-летия Победы (входит в государственный концерн воздушно–космической обороны «Алмаз–Антей»). Об этом «Деловому Петербургу» рассказал покинувший в конце сентября пост генерального директора ИЦС Михаил Юдин.

«Комплекс подводного фонтанного оборудования предназначен для добычи газа на шельфе проекта “Сахалин–3”. Это специализированное оборудование, опыт проектирования которого есть только у ИЦС. Данное направление — одно из важных для страны, потому что это импортозамещение, которое носит 100%–ный характер. Заместить 20, 30 или 90% в этом оборудовании нельзя, так как оно связано в единую систему. Если производить российскую фонтанную арматуру, то там все российское. Это очень ответственный проект, который требует детальной проработки как на этапе проектирования, так и на этапе производства, и ни одна компания в России полноценно с этим справиться не может», — сказал Михаил Юдин.
По его словам, Нижегородский завод 70–летия Победы по проекту ИЦС изготавливает оборудование для «Сахалина–3». По данным сайта «Газпрома», в этом проекте «Газпрому» принадлежат лицензии на три участка: Киринский, Аяшский и Восточно–Одоптинский. В пределах Киринского участка находятся Киринское, Южно–Киринское, Южно–Лунское и Мынгинское месторождения. Газ «Сахалина–3» является основной ресурсной базой для газотранспортной системы «Сахалин — Хабаровск — Владивосток».
Киринское месторождение на сегодняшний день является единственным месторождением на российском шельфе, где добыча ведется с помощью под водного добычного комплекса (ПДК), без использования платформ и иных надводных конструкций.
Впервые в российской практике построен подводный добычной комплекс. Он позволяет добывать углеводороды в сложнейших климатических условиях, даже подо льдом, без строительства платформ и иных надводных конструкций», — написано на сайте «Газпрома».
Соответствующее соглашение «Газпром» и «Алмаз–Антей» подписали в 2019 году. На днях Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) представила на международной выставке RAO / CIS Offshore в Петербурге проект локализации производства подводных манифольдов (систем подводной добычи газа) для Южно– Киринского газоконденсатного месторождения.
«У компании есть основное направление, нефтегазовое, оно усиливается, а я больше был связан с судостроительным направлением и остался в формате некоего управленца проектами, должность генерального директора занимает человек, который может полно ценно развивать нефтегазовое направление», — так Михаил Юдин объяснил свой уход с поста гендиректора ИЦС.
Основной текущий судостроительный проект ИЦС — ледокольный буксир «Нарвская застава». Проект выполняется вместе со строительством. Судно спроектировано совместно с концерном «Калашников» для петербургского комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности. «Нарвскую заставу» заложили в июле 2024 года на рыбинской Верфи братьев Нобель и должны сдать в 2026–м.
С 23 сентября ИЦС, по данным СПАРК, возглавляет Сергей Величко. Он возглавил так же АО «Инженерный центр машиностроения», генеральным директором которого тоже был Михаил Юдин. Суть деятельности этого предприятия Юдин раскрывать отказался.
С июля 2023 го да Сергею Величко принадлежат 90 % долей ООО «Мастер Пакер», а с августа 2024–го — 50 % ООО «Управляющая компания “Наш дом”». «Мастер Пакер» занимается инженерными изысканиями и проектированием в сфере строительства, «Наш дом» предлагает в аренду квартиры в новом жилом комплексе «Порт» в поселке Усть–Луга. Выручка «Мастера Пакера» за 2024 год составила 10,1 млн рублей, «Нашего дома» — 3,5 млн.
В январе 2025 год Сергей Величко возглавил только созданное тогда в Петербурге АО «Группа компаний “Инженерный центр”», указанный в ЕГРЮЛ профиль которого «холдинговые компании».
Сергей Величко общаться с «Деловым Петербургом» отказался.
По словам первого заместителя генерального директора ООО «Морские комплексные системы» (МКС, производит судовое комплектующее оборудование) Льва Засыпко, подписание крупного контракта с предприятием государственного военного концерна — это стратегическое решение, которое может изменить саму природу бизнеса подписавшей контракт компании.
«Компания должна быть готова к тому, что часть ее коммерческих заказчиков, особенно иностранных или ориентированных на экспорт, может быть потеряна, а операционная деятельность станет значительно более сложной, бюрократизированной и затратной. В такой ситуации вполне предсказуема не только смена стратегического направления деятельности компании, но и уход на второй план ранее подписанных контрактов. Смена топ менеджмента и даже по явление новых собственников тоже в порядке вещей — все заинтересованы, чтобы крупный заказ для государственного концерна был исполнен хорошо и вовремя, и тут нужны профильные специалисты», — говорит руководитель МКС.
Партнер юридической практики консалтинговой компании «Альтхаус» Александр Арбузов полагает, что подписание крупного контракта с предприятием государственного концерна не повредит другим клиентам подписавшей такой контракт компании, если ее руководители правильно оценят собственные возможности.
«Насколько известно из практики, на больших предприятиях функции производства для гражданских и военных нужд, как правило, разделены. Соответственно, выполнение военного заказа не должно помешать прочим контрактам. Более того, выбор данного подрядчика государством придаёт предприятию большую устойчивость на перспективу и свидетельствует о высоком качестве производимой продукции, существующем технологическом контроле. Другое дело, что неизбежная бюрократия по госконтрактам иногда приводит к задержкам платежей (мы это видим по судебным делам), а потому важно, чтобы исполнитель правильно оценил свои финансовые возможности, когда будет рассчитываться с субподрядчиками. Но, повторюсь, в целом наличие среди клиентов государства — плюс к карме компании», — говорит Арбузов.
СПРАВКА
Непубличное акционерное общество «Инженерный центр судостроения» (ИЦС) зарегистрировано в Петербурге в 1993 году. По данным СПАРК, к началу 2025 года в компании трудились 122 человека. Акционеры ИЦС не раскрываются, выручка от продаж за 2024 год составила 721,9 млн рублей. На портале «Электронное правосудие» с 2020 года не зарегистрировано ни одного спора ИЦС с контрагентами.