Иностранные товары в госзакупках: контрафакт или параллельный импорт
При госзакупках поставщики нередко прибегают к использованию контрафактной продукции как намеренно, так и вынужденно. Это связано с поиском аналогов товаров и комплектующих, которые раньше поставляли ушедшие с российского рынка иностранные компании. Какая ответственность при госзакупке контрафактной продукции может ожидать заказчика и поставщика? В каких случаях использовать в госзакупках товары, завезённые в порядке параллельного импорта, возможно?
Об интеллектуальной собственности
Какая ответственность предусмотрена законом за использование контрафактной продукции участниками госзакупок?
Во-первых, у производителя (правообладателя) есть права на интеллектуальную собственность, и их нарушение не проходит бесследно. Если кто-то производит подделку, то обладатели интеллектуальных прав могут потребовать компенсацию за их нарушение (п. 3 ст. 1252 ГК РФ). Например, если компания использовала чужой товарный знак, то его законный владелец может потребовать выплаты от 10 тысяч до 5 миллионов рублей или двойную стоимость права использования товарного знака.
Другим требованием правообладателя к нарушителю может быть уничтожение контрафактных товаров (подп. 4 п. 1 ст. 1252 ГК РФ).
Случай из судебной практики: ООО «ПАГ» заключило госконтракт на поставку в госучреждение партии медицинских товаров производства компании Sony Corporation. Поставщик — ООО «ПАГ» — ввёл товары в гражданский оборот без согласия Sony, чем нарушил исключительные права правообладателя на товарный знак. По решению арбитражного суда поставленные товары были изъяты из оборота и уничтожены за счёт ответчика, в качестве компенсации за нарушение исключительного права на товарный знак в пользу Sony взыскано 100 тыс. рублей.
Это дело дошло до Конституционного суда РФ, который в своём постановлении заявил, что товары, ввезённые в Россию в порядке параллельного импорта, могут быть изъяты из оборота и уничтожены лишь в случае установления их ненадлежащего качества. Поскольку имеется существенная разница в степени общественной опасности между реализацией поддельной продукции и продукции, незаконно выпущенной в оборот в рамках параллельного импорта.
Об уничтожении разных видов товаров
Фото: Markus Scholz / dpa / Global Look Press
Во-вторых, за использование контрафактной продукции может наступать административная ответственность.
В Кодексе РФ об административных правонарушениях есть две основные статьи, устанавливающие административную ответственность за использование контрафакта (ст. 7.12 и 14.10 КоАП РФ). Статья 14.10 КоАП чаще всего применяется таможенными органами. Если компания реализует товар с незаконно нанесённым товарным знаком, её могут оштрафовать на сумму, равную пятикратному размеру стоимости контрафакта.
Кроме того, за обращение отдельных категорий контрафактных товаров, в том числе лекарственных средств и медицинских изделий, установлена отдельная и более строгая ответственность (ст. 6.33 КоАП РФ).
Так, по заявлению таможенного органа было привлечено к ответственности по ч. 1 ст. 6.33 КоАП РФ ООО «Логист». В порядке параллельного импорта эта компания ввезла в Россию рентгеновские аппараты Arcadis Avantic и Arcadis Varic, в результате чего были нарушены исключительные права на товарный знак компании Siemens Trademark GmbH Co.& KG. В качестве наказания «Логисту» был назначен штраф в размере 500 тысяч рублей, изъятый товар направлен на уничтожение.
Нужно отличать уничтожение товара как способ защиты гражданских прав и его уничтожение как административно-правовую меру. В деле о рентгеновских аппаратах компания ссылалась на уже упоминавшееся постановление Конституционного суда №8-П, который посчитал, что уничтожать контрафактный товар, ввезённый в порядке параллельного импорта, не нужно. Однако в случае с «Логистом» суд отметил, что разъяснения КС РФ не касались уничтожения изделий в порядке привлечения ответчика к административной ответственности.
О большом ущербе и уголовной ответственности
Фото: ФТС РФ
Нередки случаи привлечения к ответственности за недобросовестную конкуренцию с использованием исключительных прав. Речь идёт о ситуациях, когда в оборот вводится товар без наличия разрешения на использование результатов интеллектуальной деятельности (ч. 2 ст. 14.33 КоАП РФ).
И наконец, за использование контрафакта возможно привлечение к уголовной ответственности за нарушение авторских и смежных прав, незаконное использование изобретений и средств индивидуализации товаров. Основным критерием при квалификации деяния будет размер причинённого ущерба.
Уголовная составляющая, как правило, возникает, если ущерб крупный, но предельные суммы давно не пересматривали. Например, за незаконное использование товарного знака (ст. 180 УК) крупным будет считаться ущерб на сумму более 250 тыс. рублей. Кроме того, лицо может быть привлечено к уголовной ответственности, если нарушение совершено неоднократно. За такие преступления предусмотрены наказания от штрафа и исправительных работ до лишения свободы.
Например, по одному из дел индивидуальный предприниматель, занимавшийся продажей спортивной одежды, был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 180 УК РФ, за незаконное использование товарного знака Adidas. Он был осуждён к 170 часам обязательных работ.
Об ответственности заказчиков
Что грозит поставщикам, если при исполнении госконтракта они будут поставлять компоненты иностранного производства?
В случае использования в госзакупках товаров и компонентов иностранного производства, которые одновременно являются контрафактными, поставщики будут нести ответственность именно за контрафакт.
Что понимается под контрафактом? Это товары 1) поддельные, маркированные товарным знаком, исключительное право на который принадлежит другому лицу; или 2) оригинальные, но реализуемые без согласия правообладателя.
То есть продукция будет считаться контрафактной, если она без согласия иностранного правообладателя ввезена на территорию РФ и продаётся, в том числе на торгах.
В настоящее время в закупке нельзя участвовать с промышленными товарами иностранного производства (постановление Правительства РФ № 616), а также с иностранным программным обеспечением (постановление Правительства РФ № 1236).
Стороны госконтракта за предложение таких товаров в госзакупках могут нести как административную, так и уголовную ответственность за нарушение порядка осуществления закупок. Вопреки расхожему мнению о том, что механизма для контроля за выполнением постановления № 616 нет, случаи привлечения к ответственности — не редкость. Но чаще всего Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выносит предписание об устранении нарушения ч. 3 ст. 14, п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
При этом заказчика могут привлечь к административной ответственности, если в документации об аукционе нет запрета на допуск иностранных промышленных товаров. Это предусмотрено частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ. В качестве наказания для должностного лица установлен относительно небольшой штраф в размере 3 тысяч рублей.
Интересно, что крайне редко встречаются примеры привлечения к ответственности за нарушение правил постановления № 616 именно поставщиков, а не заказчиков или аукционной комиссии.
О выписках из реестра
Нередко ФАС обращается к разъяснениям Минпромторга России. Например, ещё в 2020 году министерство пояснило: чтобы подтвердить соответствие товаров требованиям постановления № 616, участник закупки должен представить заказчику выписку из реестра российской промышленной продукции. И примеры привлечения к ответственности за нарушение этого правила имеются.
Например, в одном из дел заказчик безуспешно пытался оспорить решение ФАС о несоответствии заявки требованиям аукционной документации. Извещение о закупке касалось поставки трибуны для образовательного учреждения в Петрозаводске. По мнению ФАС, заказчик неправомерно допустил к участию в закупке заявку ООО «Атлант», которое не соответствовало требованиям аукционной документации.
Нарушение состояло в том, что поставщик не представил выписку из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции. Поскольку трибуна включена в перечень товаров, допуск которых по постановлению № 616 запрещён, поставщик должен был представить соответствующую выписку.
О параллельном импорте
Можно ли закупать товары, завезённые в Россию в порядке параллельного импорта?
Фото: ФТС РФ
В апреле 2022-го Минпромторг представил список товаров, которые можно ввозить в РФ без согласия правообладателей (приказ Минпромторга N 1532). Первоначально в этот перечень вошли медицинское оборудование, автомобили некоторых марок, неорганические соединения, парфюмерные и косметические средства, игрушки, игры и спортивный инвентарь.
Затем список существенно и неоднократно расширялся. К примеру, с 16 марта 2023 года можно ввозить в РФ без согласия правообладателей автомобили марок Citroёn, Dacia, Ford, Genesis, Hyundai и др. Также перечень продукции для параллельного импорта дополнили товарами бренда IKEA.
В результате легализации параллельного импорта была исключена любая ответственность за нарушение исключительных прав в случае ввоза товаров из этого перечня. Нет и каких-либо препятствий для госзакупки таких товаров, кроме тех, которые связаны с запретами на допуск отдельных товаров иностранного производства.
С каждым годом государство ограничивает участие поставщиков иностранных товаров в госзакупках. Это делается, например, путём расширения перечня товаров, закупаемых с преференциями для поставщиков отечественных товаров и товаров стран ЕАЭС. То есть при участии в госзакупке поставщиков, предлагающих отечественные товары, заявки поставщиков импортной продукции отклоняются.
Вводятся ограничения допуска к госзакупкам отдельных товаров: участвовать в торгах с произведённым за границей товаром разрешается, но при этом заявку могут при определённых условиях отклонить. Такие ограничения распространяются, например, на лекарства (постановление Правительства РФ № 1289), продукты питания (постановление Правительства РФ № 832) и на некоторые другие товары.
Текущая экономическая и политическая обстановка не способствует появлению каких-то дополнительных возможностей как для поставщиков иностранной продукции, так и для производителей отечественной. Напротив, одной из антисанкционных мер стал запрет на ввоз некоторой импортной продукции, в частности сырья и продовольствия из недружественных стран, а также запрет на вывоз ряда технологичных комплектующих. При планировании любой сделки стоит сверяться со списками правительства, которые регулярно обновляются.
Елена Менде, партнёр коллегии адвокатов «Смоленка 33» для MASHNEWS