Меньше отходов, выше энергонезависимость: что придумали югорские резиденты Сколково для удалённых месторождений
По мере истощения традиционных месторождений нефтегазовые компании всё чаще обращают внимание на шельфовые проекты, а также на удалённые северосибирские промыслы. Но такой подход означает и сложности с обустройством инфраструктуры. С другой стороны, значимость климатического фактора в отрасли повышается с каждым днём — и Россия на государственном уровне ищет собственный подход к достижению целей устойчивого развития, опираясь на технологичность промышленных решений. Корреспондент MASHNEWS пообщался с компанией Джи-ТЭК (G-TECH) из Ханты-Мансийска — резидентом технопарков Югры и московского «Сколково». Директор Александр Байкалов рассказал, как инновационная разработка — универсальный модульный теплоэнергетический комплекс (УМТЭК) — позволит обеспечить энергетическую автономность объектов, согреет нефтяников, поможет утилизировать производственные отходы, а также исключит выбросы парниковых газов.
— Сегодня в топливно-энергетической, металлургической и других отраслях много разговоров о «Зелёном переходе», трансформации индустриальной политики в сторону сокращения выбросов парниковых газов и прочих отходов. В чём смысл применения УМТЭК на нефтегазовых объектах, если говорить в ключе экологической повестки?
— Действительно, комплекс разрабатывается для решения актуальных вопросов в области глобального энергоперехода и декарбонизации. В добываемой нефти в качестве побочного продукта всегда присутствует попутный нефтяной газ (ПНГ). Традиционный метод утилизации ПНГ — сжигание на факельных установках при месторождении. Этот процесс сопровождается эмиссией вредных веществ, включая диоксид углерода и метан (сжигание ПНГ — основной источник загрязнения окружающей среды в районах нефтедобычи — ред.).
Наше решение осуществляет утилизацию части ПНГ, с дальнейшим улавливанием парниковых газов, с целью консервации и накопления экономически целесообразного запаса газов для последующего использования в качестве углеводородного сырья.
По нашим расчётам, этот технологический цикл позволит осуществлять транспортировку попутного нефтяного газа до перерабатывающих мощностей. Мы ведём разработки для обеспечения периода консервации газовой смеси углеводородов в 20–100 лет.
© G-TECH
— Это значит, что УМТЭК в перспективе приблизит автономное энергообеспечение нефтяных месторождений?
— Эксплуатация комплекса позволит наладить замкнутый производственный цикл и снабдить электричеством объекты без какой-либо дополнительной инфраструктуры поблизости — в первую очередь, шельфовые или удалённые месторождения.
В некоторых случаях энергетическая логистика существенно сказывается на финансовых показателях нефтепромысла. УМТЭК позволит оптимизировать экономический баланс в соответствии с видением пользователей.
Кроме того, разработка повысит коэффициент извлечения нефти (КИН — соотношение извлекаемых запасов к общему объёму залежей — ред.).
— УМТЭК выполнен в блочно-модульном исполнении. Какие преимущества такая компоновка даст заказчикам?
— Выбранная конструкция обеспечивает функциональную гибкость в зависимости от этапа жизненного цикла месторождения. На ранней стадии, при бурении, модуль «системы обращения с отходами» нейтрализует нефтешламы.
Базовым элементом является энергетический модуль. Он, помимо выработки электрической энергии, способен обеспечить месторождение и теплом, в условиях северных широт такая опция очень важна.
При необходимости модули перевозятся на другое месторождение. Иными словами, область применения полностью зависит от актуальных задач оператора.
— Заявлено, что комплекс характеризуется высокой степенью автоматизации. В чём прикладной смысл такого подхода?
— Автоматизация — значимый технологический тренд, требование современности. В УМТЭК основные узлы и агрегаты оснащены датчиками для мониторинга состояния оборудования. Мы планируем настроить предиктивный анализ на основе собранного массива статистических данных. Это позволит эксплуатантам спрогнозировать выработку ресурса компонентов и заранее спланировать заказ и доставку запасных частей.
Не менее востребована фиксация показаний приборов: по объёму утилизированного и переработанного ПНГ, количеству сгенерированной тепло- и электроэнергии и уловленным загрязняющим веществам. Это необходимо как для принятия экономических решений, так и для ведения добровольной углеродной отчётности. Наша инженерная задача заключается в том, чтобы эти сведения верифицировать.
© G-TECH
— Это уникальная российская разработка или в мире существуют аналоги?
— Энергоэффективные технологии утилизации ПНГ и закрытые горелочные устройства широко распространены в нефтегазовой отрасли. Особенность в том, что мы делаем акцент на комплексность решения и пока не встречали аналогов с заложенным функционалом для исключения всех видов производственных отходов.
— Сформировался ли устойчивый интерес к разработке со стороны нефтегазовых компаний и/или инженерного сообщества? В каком статусе НИОКР модуля «Декарбонизация» для улавливания метана и углекислого газа при производственных процессах с целью последующего захоронения отходов в пласт?
— В данный момент три организации из топ-10 в индустрии проводят техническую экспертизу по концепции УМТЭК. Согласовывается план дальнейшего проекта, продолжаются конструкторские работы, готовится размещение серийного изготовления. В производственной кооперации принимают участие порядка восьми предприятий.
Проект G-TECH получил статус резидента «Сколково» именно с разработкой модуля «Декарбонизация». Мы трудимся совместно с ключевыми заказчиками, так как технические характеристики устройства будут находиться в прямой зависимости от особенностей месторождения. После завершения работ начнутся испытания оборудования на специальном промышленном полигоне, и после успешного прохождения оценки соответствия мы получим возможность организации широкого внедрения УМТЭК у заказчиков.