Инновационный разворот. Литейщики призывают заменить рынок на Госплан
Чтобы возродить литейную отрасль, необходимо вернуть советские механизмы хозяйствования. Так считают руководители литейных и кузнечно-прессовых предприятий, собравшиеся на промышленный конгресс в Петербурге. Они предлагают возродить Госплан и избавиться от диктата западных поставщиков.
От рыночных методов — к нерыночным
Участники сессии «Инновационные процессы и оборудование для литейных и кузнечно-прессовых производств», входившей в программу состоявшегося 18–19 апреля IV Санкт-Петербургского промышленного конгресса, говорили не столько об инновациях, сколько о том, как пострадала литейная отрасль за последние 30 лет. В качестве инновационного пути развития спикеры выдвинули идею возвращения советской плановой экономики.
Вектор дискуссии с самого начала задал модератор сессии Станислав Ткаченко, президент Ассоциации литейщиков Санкт-Петербурга и Ленинградской области. «Здравствуйте, товарищи! — приветствовал он аудиторию. — Я уверен, у нас здесь собрались только товарищи, господ нет».
Этот настрой поддержал председатель комитета заготовительных производств Лиги содействия оборонным предприятиям России Александр Петров. Он призвал «от рыночных методов хозяйствования переходить к нерыночным». А именно: возродить Госплан, так как внедрение рыночных механизмов стало одной из причин того, что в 1990–2000-х годах были уничтожены многие достижения литейной отрасли советских лет. Скажем, вузы почти перестали готовить специалистов по литью, констатировал спикер: «Понятно, что институты создают только те специальности, которые востребованы рынком. Но, вообще говоря, это безобразие. Мы полностью оставили без кадров литейную и кузнечно-прессовую отрасли».
«Вложились в супер-пупер станки»
Фото: petrostal.spb.ru
Трудоёмкую и высокозатратную литейную промышленность в постсоветское время стали заменять на металлообработку. Руководители машиностроительных предприятий «вложились в металлообрабатывающие супер-пупер станки и совершенно забыли про литейное и кузнечно-прессовое производство», посетовал Александр Петров.
Металлообработка хороша, когда речь идёт о небольших объёмах, но сейчас оборонным заводам нужно выпускать в 10–15 раз больше продукции, а тут без литья не обойтись, развил мысль коллеги Олег Бочкарёв, заместитель председателя Коллегии Военно-промышленной комиссии РФ, вице-президент Лиги содействия оборонным предприятиям.
«Сегодня все побежали в сторону литейных технологий. Раньше нужно было сто деталей — вытачивали из болванок. А сейчас предприятия, например, в Челябинской области работают в три смены семь дней в неделю, закупают новое оборудование, достают старое — всё, что только можно привезти. Штампуют заготовки для корпусов снарядов. Они нарастили объём производства по сравнению с мирным временем в двадцать раз. И всё равно не хватает!» — говорит Олег Бочкарёв.
Восток не так страшен, как Запад
Фото: ТАСС
В ответ на растущий спрос литейщики увеличивают выработку, сообщил директор металлургического завода «Петросталь» Дмитрий Пеплов. Его завод, сохранивший мартеновское производство с советских времён, с 22 апреля удвоит объём выплавки: с 7,5 до 15 тыс. тонн. В частности, своему главному заказчику — Челябинскому кузнечно-прессовому заводу — «Петросталь» с июня будет поставлять 6 тыс. тонн стали в месяц вместо 3 тыс. тонн.
И тут новая проблема. Дело в том, что оборудование в литейных и прессовых цехах на 95% западное. Например, завод «Петросталь» в 2021 году открыл новый металлургический цех, полностью оснастив его оборудованием австрийской фирмы Inteco. Но все станки сегодня компьютеризированы. А это значит, что иностранные государства могут следить за тем, что Россия производит и в каких количествах, обрисовал угрозу Александр Петров.
Значительную часть материалов Россия тоже закупала в странах, которые теперь считает недружественными. Например, дистен-силлиманит (используется для производства огнеупоров в литейной промышленности) поставляла Украина. Теперь «это, сами понимаете, ушло», констатировал Александр Бречко, главный металлург АО «Невский завод». «Но мы нашли заменители в Китае», — сообщил он.
Литейный полистирол в России тоже не производят. Раньше литейщики завозили его из Канады, Финляндии, Голландии, а сейчас перешли на китайский. Так что дефицита нет, объясняет Игорь Ткаченко, коммерческий директор завода «АКС». Со стороны Востока российские литейщики не ждут таких неприятностей, как с Запада.
Некоторый диссонанс в просоветский настрой дискуссии внёс выступавший в самом конце Вячеслав Коробейников, директор ООО «Тахтех-Рус».
«Мы фирма с чешскими корнями, и с чехами мы не поругались, а очень дружно сотрудничаем. Но работаем не явно, а втихаря», — озадачил он собравшихся внезапным признанием.
Вячеслав Коробейников рассказал о том, какие печи «Тахтех-Рус» смонтировала для Кировского завода по обработке цветных металлов, ЕВРАЗа, Казанькомпрессормаша, ЭЛСИБа, Буммаша и многих других предприятий. Сообщил о широких возможностях, которые даёт производителям оборудование его компании. Поделился информацией об успешной модернизации печи, работавшей на одном из российских заводов с советских времён. В результате обновления потребление электричества во время производства сократилось в восемь раз.
Однако несмотря на эти оптимистичные новости, в аудитории повисло ощутимое напряжение.
«Но вы же сейчас полностью российская компания?» — сразу после выступления Вячеслава Коробейникова поинтересовались у него коллеги.
Он, как говорится в таких случаях, не подтвердил, но и не опроверг этого предположения. После сессии, уже в кулуарах форума, несколько участников с недоверием повторяли этот вопрос. Но глава «Тахтех-Рус» стоял на своём: «Мы очень дружны с чехами, но у нас есть собственные конструкторы».
Впрочем, этот небольшой инцидент не нарушил общий настрой сессии. По её итогам было решено подготовить обращение к главе кабмина РФ Михаилу Мишустину, изложив в нём основные проблемы отрасли и предложения по их решению.
СПРАВКА MASHNEWS:
Госплан СССР создан в 1923 году. Занимался составлением государственных народнохозяйственных планов. В 1991 году был преобразован в Министерство экономики и прогнозирования СССР (упразднено в том же году). В 1953 году численность центрального аппарата Госплана СССР составляла 2400 человек (без обслуживающего персонала), в 1980 году — 3200 человек. Также существовали плановые комиссии на уровне союзных республик, областей, городов и районов.