Инциденты в воздухе. Стали ли чаще ломаться самолеты российских авиакомпаний
За первую неделю декабря с самолетами отечественных авиакомпаний произошло минимум шесть инцидентов в воздухе: отказывали двигатели, управление закрылками, автопилот. Стало ли в условиях санкций таких происшествий больше – разбирался MASHNEWS.
Ломаются, но летают
Авиационные инциденты с самолетами, которые эксплуатируют российские авиакомпании, случаются постоянно – так кажется, если читать специализированные телеграм-каналы. Вот новости из каналов Авиаторщина и Aviaincident.
- 1 декабря. У Суперджета авиакомпании «ИрАэро» после вылета из Новосибирска отказали автопилот, закрылки и предкрылки. Самолет совершил посадку в аэропорту «Толмачево», неполадки быстро устранили, Суперджет был снова допущен к полетам.
- 2 декабря. Airbus A321 «Аэрофлота» выполнял регулярный рейс из Петербурга в Москву, на высоте 3600 метров пилоты доложили диспетчерам об отказе левого двигателя. Самолет благополучно сел в «Шереметьево».
- 5 декабря. Экипаж Ан-12, принадлежащего СибНИА им. Чаплыгина, при выполнении рейса по маршруту Певек - Хабаровск доложил об отказе триммера руля направления. Самолет благополучно приземлился в аэропорту Комсомольска-на-Амуре.
- 5 декабря. Boeing-737 авиакомпании «Победа» вернулся в аэропорт вылета «Шереметьево» из-за неисправности в гидросистеме.
- 6 декабря. Boeing-737-800 авиакомпании «Ютэйр» летел из Игарки во «Внуково». При подходе к аэропорту командир судна доложил об отказе гидросистемы. Посадку выполнили в штатном режиме.
- 7 декабря. В Улан-Удэ у самолета Ту-204 грузовой авиакомпании «Авиастар-Ту» при взлете загорелся левый двигатель. Пилоты благополучно посадили самолет.
При этом эксперты, которые следят за ситуацией, отмечают, что негативного перелома в техническом состоянии гражданской авиации в России нет. Поломки, неполадки не взлете и при посадке остаются на «досанкционном» уровне.
Сравнение январей
Официальной статистики таких инцидентов в открытом доступе нет. MASHNEWS сравнил последний «досанкционный» январь 2022-го года с январем 2023-го года, а также последним полным месяцем (ноябрем 2023-го). Обращаем внимание читателей, что к выборке нужно относиться с осторожностью, учитывая разные погодные условия и связанные с ними условия стоянки самолетов и их ремонта.
В январе 2022-го были часты отказы бортовых систем. Согласно статистике, собранной на основе публикаций Telegram-канала Aviaincident, их было не менее 15-ти.
Чаще всего, 4 раза, проблемы были с системой предупреждения столкновения самолетов (Traffic Collision Avoidance System – TCAS). Плюс - отказ метеолокатора, незахват курсо-глиссадной системы.
Год спустя – в январе 2023 года - отказов TCAS было 2, а всего бортовые системы создавали проблемы 6 раз, в том числе переставала работать радиостанция. Т.е. в сумме таких отказов в январе этого года был зафиксировано меньше.
В январе 2023 года самолеты отечественных компаний дважды прерывали взлет из-за запаха гари в салоне. Такого не случалось ни разу в 2022-м.
Трижды в январе 2023 года были проблемы с навигацией (потеря спутников, отказ GPS) и всего один раз годом ранее.
Утечек и других проблем с гидросистемой были почти поровну: 2 инцидента в январе 2023-го и 3 - в 2022-м.
Тормоза отказывали одинаково – по 1 разу.
Сбоев в системе кондиционирования в 2023-м было меньше вдвое (4 раза в этом году против 2 раз в 2022-м).
Неработающий автопилот срывал полет поровну – по 3 раза в каждом январе.
По одному разу самолетам пришлось возвращаться в аэропорт из-за сломанных туалетов.
Поровну было нарушений герметизации салона – по 3.
Что было сильно хуже в 2023-м, так это дела с реверсом тяги (5 инцидентов против 0).
Неустановленных» технических причин возврата в аэропорт вылета: 6 в январе 2023-го и 7 - в январе 22-го.
Проблемой из года в год остается шасси. В 2022-м было 11 инцидентов (шасси не убиралось или не выпускалось), а в 2023-м таких инцидентов стало больше - 15 за месяц.
Самое чувствительное – двигатели. В январе 2023-го они вынуждали пилотов прервать полет 16 раз, а в 2022-м – 13. Часто причиной были не прямые поломки, а вибрация или падение давления масла.
Особенностью января 2023-го были «вражеские беспилотники». Несколько раз самолетам не удавалось взлететь, потому что неподалеку от аэропортов замечали неопознанный дрон. В январе 2022-го беспилотников не было, но работе мешали сообщения о ложном минировании бортов или аэропортов.
Ноябрь. Трескаются стекла
Мы также изучили самые свежие данные за последний полный месяц – ноябрь 2023 года.
В ноябре 12 раз были проблемы с двигателями (незапуск, вибрации, загиб лопаток, помпаж).
9 раз с шасси - в том числе один подлом, четырежды срабатывал СПОС (система предупреждения столкновений с землей), иногда ошибочно, трижды фиксировали проблемы с кондиционированием, пять раз трескались стекла у пилотов, пять раз подводила гидросистема.
«По статистике ремонтов, двигатели - одна из самых проблемных частей самолета. Они требуют постоянного технического обслуживания и замены деталей. Впрочем, другие части - шасси, закрылки/предкрылки - также подвержены износу и неисправностям», - отмечает директор Центра координации научных исследований ГУАП, член экспертного совета АНО «Платформа НТИ» Алексей Рабин.
Кроме того, в ноябре минимум 5 раз были проблемы с открытием или закрытием закрылков или предкрылков.
Один раз не сработала антиюзовая система. Однажды отказала ВСУ (вспомогательная силовая установка). Трижды были проблемы с механизацией крыла, а также - оплавление проводов, разрушение тормоза, отказ противообледенительной системы, проблемы с шинами.
Кроме того, отличительно чертой ноября стали многочисленные повреждения самолетов птицами. В основном, царапины, которые никак не влияют на безопасность. Часто они обнаруживались уже после посадки.
В России авиапроисшествий нет
- За девять месяцев этого года авиационных происшествий при выполнении регулярных перевозок на самолетах общей массой более 5700 кг в гражданской авиации не было, - сказал в ноябре 2023 года в Совете Федерации новый глава Росавиации Дмитрий Ядров.
В Минтрансе, в ответ на вопросы Mashnews, также сослались на этот доклад Ядрова.
Авиапроисшествий как таковых действительно не было, в формулировке закона авиапроисшествие - это инцидент, в котором кто-то погиб.Правда, есть оговорка про 5700 килограммов.
Если взять самолеты до 5700 килограммов, то за первое полугодие в России произошло 11 авиапроисшествий, в том числе 6 авиакатастроф. Погибло 9 человек, согласно данным МАК (Межгосударственный авиационный комитет).
Согласно той же статистике МАК, с которой ознакомился MASHNEWS, в 2022-м году произошло 37 авиаинцидентов, 22 из них обошлись без жертв (по одному происшествию до сих пор нет данных), а погибло 26 человек.
2021-й год был более печальным – 31 инцидент, только 12 без жертв и 80 погибших. Такую статистику по погибшим дало крушение Ан-26-100 АО «Камчатского авиапредприятия». В той трагедии погибло одновременно 28 человек (все находившиеся на борту).
Самым медийным инцидентом остается история с посадкой самолета «Уральских авиалиний» (Airbus A320) в поле в Новосибирской области. Это случилось 12 сентября 2023 года. Тогда из-за отказа двух гидравлических систем самолет решил уйти на запасной аэродром, но топлива не хватило. Никто не погиб. Сейчас самолет собираются разобрать на запчасти, а пилотам предлагают уволиться.
Похожий инцидент 2019 года вошел в историю как «посадка в кукурузном поле». Он тоже случился с «Уральскими авиалиниями», отличается тем, что по нему уже успели снять фильм и вручить пилотам высшие госнаграды.
Полной безопасности нет нигде
Россия действительно находится в первых рядах стран с большое количество авиапроисшествий, говорят эксперты. От года к году она занимает 1 - 3 место.
Вторая страна, которая из тройки не выходит, – США, но там несравнимо большее количество перелетов. Периодически в тройку попадают то Бразилия, то Колумбия, то Канада.
Эксперты отмечают, что идеальной ситуации с безопасностью полетов нет нигде. Иногда это никак не связано с качеством ремонта. Где-то самолеты просто сбивают. Один из редакторов Aviaincident, который изучает зарубежные инциденты, рассказывает самые яркие особенности зарубежья.
В Южной Америке, где традиционно высокий наркотрафик, самолеты часто угоняют, а после их либо сбивают правоохранительные органы, либо сжигают сами угонщики. Это тоже идет в статистику авиаинцидентов в регионе.
В Северной Америке (в первую очередь в США) в принципе большое количество самолетов, много полетов, а значит и количество инцидентов выше. В Канаде сложные погодные условия, но в противовес - отличные спасательные службы.
В Африке постоянно идут гражданские войны, да и техобслуживание на низком уровне.
В Австралии очень много вертолетов Robinson, которые используют фермеры для сбора и разгона скота. Часто в этом процессе фермеры задевают винтами землю и терпят крушение.
В Юго-Восточной Азии воздушные суда попадают в тайфуны и прочие погодные неприятности и гибнут в океане.
По Китаю статистики мало, так как страна закрытая.
«Если брать нашу страну, то количество инцидентов в гражданской авиации осталось примерно на прежнем уровне. По госавиации информации мало, но и так понятно, что в связи с СВО в приграничных зонах увеличилось количество происшествий», - говорит собеседник.
Устойчивость российской авиационной отрасли в целом показывает, что влияние санкций ограниченно. Хотя в ряде случаях это привело к увеличению времени и затрат на проведение ремонтных работ, говорит Алексей Рабин