21 февраля 2025 13:52
читать 15 минут

Брешь кассы. Имущество независимого кормозавода в Гатчине хотят забрать за долги

Производственные помещения, оборудование и участки Гатчинского комбикормового завода пытается забрать компания, купившая долги предприятия за четверть стоимости.

Станки, конвейеры, мельницы

Два производственных корпуса, два цеха, лаборатория, КПП, пожарное депо, 49 земельных участков, 6 зданий, 35 грузовиков и погрузчиков, 969 единиц оборудования, включая станки, конвейеры, мельницы, производственные линии, - все это имущество Гатчинского комбикормового завода, на которое претендует московская компания «СБК Гранд». Она выкупила долги предприятия у «Сбербанка» за четверть от номинала и теперь настаивает на взыскании зданий и техники, которую завод отдавал в качестве залога за кредиты.

14 февраля Тринадцатый арбитражный апелляционный суд подтвердил, что требования «СБК Гранд» законны и имущество должно быть обращено во взыскание. У Гатчинского комбикормового завода есть два месяца на обжалование.

Долг предприятия — 1,7 млрд рублей. С 2012 по 2019 год завод регулярно открывал невозобновляемые кредитные линии в «Сбербанке» на суммы от 50 до 628 млн рублей, в основном на пополнение оборотных средств. В общей сложности предприятие получило от банка 2,1 млрд рублей, около 740 млн рублей выплатило, оставшаяся сумма повисла мертвым грузом. По некоторым кредитам расчетов вообще не производилось. В 2019 году «Сбербанк» продал долги завода компании «СБК Гранд» за 478 млн рублей.

В 2022 году она попыталась взыскать с предприятия деньги или получить имущество. Тогда действовал мораторий на банкротство предприятий, поэтому суды в трех инстанциях пришли к выводу, что долг завод должен вернуть в полном объеме, а имущество у него забирать нельзя.

Осенью 2022 года действие моратория на банкротство прекратилось и «СБК Гранд» подала к Гатчинскому комбикормовому заводу новый иск, в котором требовала уже не денег, а имущество. Представители завода на заседаниях парировали, что по этому поводу разбирательство уже проводилось, но суд посчитал, что раз мораторий не действует, то желание цессионария получить залоговое имущество вполне оправдано.

Общая стоимость всей недвижимости, автотехники и оборудования составляет чуть больше двух млрд рублей.

СПРАВКА MASHNEWS

  • Гатчинский комбикормовый завод работает с 1938 года, занимается производством кормов для АПК, аквакультуры, домашних животных и ведет строительство жилых комплексов в Гатчинском районе Ленинградской области. По итогам 2023 года выручка предприятия составила 2,3 млрд рублей, что более чем в два раза меньше, чем в 2013-м году, когда удалось заработать 4,7 млрд рублей. На заводе работает более 300 человек.

«Завод работает»

Какую часть от общего имущества завода собирается забрать «СКБ Гранд» - неизвестно. В судебных актах указано, что сам завод сравнивал цену активов со стоимостью 38,5334% доли предприятия. Но суды посчитали такое сравнение некорректным.

«Ситуация на Гатчинском комбикормовом заводе стабильная. Предприятие работает, выпускает продукцию», - сообщили в комитете по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области. Кстати, о притязаниях на имущество завода в комитете узнали от журналиста Mashnews.

В компании «СБК Гранд» не ответили на вопрос Mashnews о дальнейших планах. Но из принятых судебных актов вполне прозрачно прорисовываются варианты развития событий.

В частности, как сообщил Mashnews адвокат, эксперт в области реструктуризации и несостоятельности (банкротства) Арутюн Саркисян, если завод не оспорит принятые судебные акты, то имущество предприятия продадут на публичных торгах.

«Как следует из решения суда первой инстанции, имущество выставляется отдельными лотами с учетом объединения их по группам исходя из категории», - отметил Арутюн Саркисян. Так, одним лотом может быть выставлено оборудование, другим — автотехника, отдельные лоты предусмотрены для инженерных сетей, зданий и интеллектуальной собственности завода.

«Любое заинтересованное лицо вправе купить имущество полностью или в части, как следствие, предприятие может потерять свои активы. Это абсолютно нормальный юридический риск при предоставлении имущества в залог, поскольку в случае дефолта по основному обязательству кредитор вправе обратить взыскание на предмет залога и удовлетворить свои требования за счет их стоимости», - подчеркнул адвокат.

«Публичные торги организует судебный пристав-исполнитель. Суд в своем решении определил начальную стоимость для продажи объектов недвижимости, а именно - на 20% ниже рыночной. Движимое имущество и интеллектуальная собственность должны быть проданы по их рыночной стоимости. Активы получит тот, кто предложит за них наибольшую цену. Из выручки сначала погашаются долги перед залогодержателем и расходы на проведение торгов, а остаток передается залогодателю или иным кредиторам», - рассказала Mashnews юрист юридической фирмы VEGAS LEX Елизавета Вихлянцева.

Собеседница редакции отметила, что если дело дойдет до организации торгов, то завод может попробовать добиться отсрочки продажи заложенного имущества с публичных торгов на срок до одного года для урегулирования своего финансового положения и обеспечения производственных процессов.

Еще один возможный сценарий — мировое соглашение с кредитором. А вот рассчитывать на помощь региональных властей завод не сможет. «Юридически власти не могут запретить реализацию заложенного имущества с торгов, это не их компетенция», - рассказал Mashnews старший юрист Maxima Legal Дмитрий Урякин. Эксперт обозначил еще один вариант развития событий — если торги пройдут, но желающих купить имущество не окажется, тогда «СБК Гранд» сможет оставить его за собой.

Судя по ОКВЭДам, указанным при регистрации, «СКБ Гранд» к сельскому хозяйству и выпуску комбикормов отношения не имеет. В арбитражных судах с 2018 года рассматривалось 20 споров с участием компании. В основном они касались взыскания имущества должников, как граждан, так и организаций.

Учитывая это обстоятельство, «может появиться инвестор, который выкупит имущество на торгах, либо урегулирует с кредитором спор в мирном порядке посредством погашения задолженности перед ним», - рассказал Арутюн Саркисян и подчеркнул, что помощь в поиске такого инвестора в теории могут оказать власти, законодательству это не противоречит.

В том, что долги предприятия выкуплены со скидкой более 70%, по словам собеседников редакции, ничего удивительного нет.

«На практике дисконт может превышать 80% от суммы долга. Такая разница обоснована экономическими рисками цессионария, которые, как правило, связаны с финансовым положением должника, препятствующим возврату долга в полном объеме», - рассказала Елизавета Вихлянцева.

Арутюн Саркисян отметил, что дисконт при продаже проблемных активов также обусловлен тем, что покупатели долгов тратят время и средства на судебные разбирательства, несут затраты на реализацию имущества, обеспечение его сохранности и поиск интересантов.

Вне системы

«Подавляющее большинство комбикормовых заводов работают в агрохолдингах, которые производят готовую продукцию животноводства. Комбикормовые заводы для них — один из элементов той цепи, которая работает на конечный результат. Когда производитель комбикормов работает в составе холдинга, он имеет гарантированный рынок сбыта. Самостоятельные заводы такой возможности не имеют. Да, они продают комбикормовую продукцию под заказ, но это не всегда стабильно и как результат - недостаточный объем сбыта», - рассказал Mashnews исполнительный директор Союза комбикормщиков Владимир Манаенков.

Гатчинский комбикормовый завод в агрохолдинги не входит. Предприятие с момента своего основания было независимым игроком. При этом рынок производства комбикормов развивается в другом векторе.

Последние десять лет число независимых производителей комбикормов сокращается, а их доля на рынке падает, сообщил Mashnews генеральный директор консалтинговой компании «Агриконсалт» Андрей Голохвастов. «Когда-то в ТОП-25 крупнейших комбикормовых заводов России входили 5-7 самостоятельных предприятий. Затем их число стало сокращаться и сейчас они вовсе выбыли из рейтинга», - уточнил Андрей Голохвастов и отметил, что из-за нестабильности рынков сбыта и жесткой конкуренции с крупными холдингами, независимые компании попадает в сложную финансовую ситуацию.

«Если у компании сложности с деньгами и кассовые разрывы, ей нужно больше средств, чтобы устойчиво работать. А когда деньги нужны «прямо сейчас», приходится и скидки давать, и привлекать больше займов - а они сейчас дорогие», - рассказал эксперт и подчеркнул, что по производственным мощностям Гатчинский комбикормовый завод — это крупное предприятие.

«Одна из серьезных проблем для предприятий такого рода — когда они рассчитаны на больший объем производства, чем фактически выпускается. Современные комбикормовые заводы — это маленькие предприятия с небольшим количество персонала и обслуживание инфраструктуры обходится им относительно недорого, издержки тоже невелики. А у старых заводов крупные хранилища, огромные территории, они дороги в обслуживании, у них большие накладные расходы. У Гатчинского комбикормового завода как раз такая ситуация», - рассказал эксперт.

Диверсификация с котиками

В ответ на нашествие на рынок комбикормов агрохолдингов, Гатчинский комбикормовый завод нашел свое решение — диверсификацию.

Одним из первых стране завод стал выпускать корма для аквакультуры. Правда, по словам Андрея Голохвастова, предприятие сталкивается с большой конкуренцией со стороны специализированных компаний.

Другим вариантом альтернативной деятельности стал выпуск сухих и влажных кормов для кошек и собак. Завод сотрудничает с ретейлерами, изготавливая продукцию под их торговыми марками.

Также предприятие выводит на рынок и собственную продукцию под брендами «Наша Марка», «Стаут», «ТерраКот», «ТерраПес» и «ЗаКормаРодины». К слову, товарные знаки «СБК Гранд» также требует обратить во взыскание. Дороже всего оценен бренд «ЗаКормаРодины» - 12,6 млн рублей, товарный знак «Наша марка» на 100 тысяч рублей дешевле, а стоимость знаков «ТерраКот» и «ТерраПес» определена в 2,8 млн рублей каждый. А, к примеру, знак «Пища котов», который завод зарегистрировал в 2012 году, оценен в 0 рублей.

«Выпуск кормов для домашних животных стал для предприятия одним из направлений по диверсификации. Причем, достаточно рентабельных. Правда, в этом сегменте конкурентами выступают крупные компании, которые специализируются именно на кормах для домашних животных», - отметил Андрей Голохвастов.

О том, что Гатчинский комбикормовый завод оказался в довольно сложной ситуации, говорят как представители юридического сообщества, так и эксперты рынка комбикормов. То, что предприятие годами пополняло оборотные средства кредитами, по которым впоследствии не смогло рассчитаться, привело к формированию большого долга. Эксперты полагают, что альтернативного способа закрыть кассовую брешь у предприятия попросту не было - чтобы поддерживать завод на плаву приходилось вновь и вновь обращаться к кредитам.

Несмотря на то, что предприятие является заметным налогоплательщиком в Ленобласти и на заводе работают более 300 человек, социальная значимость завода для проведения торгов, препятствием не является.

Mashnews направил запрос на Гатчинский комбикормовый завод. К моменту публикации ответ не получен. «На рассмотрении у руководителя», - ответили Mashnews в приемной.

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Специальный корреспондент
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!