Импортозамещение в действии: вместо Scania в Петербурге будут выпускать БАЗ
На рынке грузовых автомобилей скоро появится новый игрок. Брянский автомобильный завод, ранее специализировавшийся на выпуске тяжелой армейской техники, приступит к производству «гражданских» грузовиков на мощностях бывшего завода Volkswagen. Первые машины должны быть собраны уже в этом году, но хитом в своем сегменте они не станут, уверены эксперты.
Забивать гвозди микроскопом
Холдинг «Алмаз-Антей», в который входит БАЗ (этот товарный знак был зарегистрирован в марте 2024 года), нашел новую площадку для сборки грузовиков: первоначально ею должен был стать бывший завод Toyota, расположенный в Санкт-Петербурге, но планы изменились после того, как это предприятие передали под производство автомобилей Aurus. В итоге выбор пал на другой петербургский завод, на данный момент вынужденно простаивающий: речь о площадке, где до 2022 года собирались грузовики Man и Scania. Арендатором на тот момент выступало ООО «Ман Трак энд Бас Продакшн Рус», входящее в структуру немецкого Man, который, в свою очередь, является частью концерна Volkswagen.
Впрочем, у экспертов есть сомнения в успехе этого проекта. Как минимум, из-за несоответствия существующего оборудования новым задачам. В глазах обывателя все грузовики – на одно лицо, однако технически отличия могут быть колоссальными: как невозможно в один миг перестроить конвейер «АвтоВАЗа» под производство условных «Мерседесов», так и производство, «заточенное» под Man и Scania, перевести на рельсы БАЗ.
«Когда на бывшем заводе Renault решили делать «Москвичи», выяснилось, что оборудование на сварочной линии для новых моделей непригодно», - вспоминает в беседе с Mashnews редактор-эксперт по грузовой технике Quto.ru (входит в Rambler&Co) Алексей Кованов.
Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин еще более категоричен:
«На конвейере Volkswagen собирать БАЗ не получится. Для этого нужны совсем другие условия, во-первых, а, во-вторых, непонятно, зачем супертехнологичный завод использовать для этих целей. Для этих целей подойдет, грубо говоря, любой ангар – сборка будет, скорее всего, крупноузловая (на первоначальном этапе речь идет только о сборке кабин – прим. ред.). Я не думаю, что это использование по назначению – это как микроскопом гвозди забивать».
Конкурентный рынок
Есть и ряд других моментов. Во-первых, Брянский автомобильный завод всю свою историю занимался преимущественно производством шасси для ракетовозов, т.е. тяжелейшей армейской техники. А выпускаемая предприятием гражданская техника используется для нужд компаний, работающих в нефтедобывающей и строительной промышленности. Таким образом, налицо попытка захватить еще один, новый для себя сегмент рынка в рамках диверсификации оборонной промышленности.
Окажется она успешной или нет? При попытке найти ответ на этот вопрос и возникает «во-вторых»: в классе грузовых вездеходов (а именно к ним относится будущий тягач от БАЗа) хватает сильных игроков.
«КАМАЗ» недавно начал производство похожих и даже более технологичных машин поколения К5. Кроме того, в соседней Беларуси есть Минский автозавод, который тоже делает технику подобного класса. А в Челябинской области успешно работает AMT, бывший IVECO.
«И на этом фоне создавать производство аналогичных машин, к тому же неизвестных потребителю? В данном сегменте перевозчик не будет экспериментировать ни с качеством, ни с надежностью. Это коммерческие перевозки, и такие автомобили должны приносить прибыль – рисковать и покупать что-то неведомое никто за свои деньги не захочет», - указывает Алексей Кованов.
С 1958 по 1965 гг. на Брянском автомобильном заводе выпускали промышленный трактор Т-140. Фото 1956 г. РИА Новости
Политика побеждает экономику
Разумеется, хорошо, когда заводы, оставленные прежними владельцами, находят новых собственников и продолжают работать. Но, похоже, именно в этом и заключается суть проекта, запускаемого в Петербурге.
«Сейчас площадки выбираются не по принципу «удобно или нет», «выгодно или невыгодно», а исходя из того, чтобы на них кипело производство, работали люди, не было простоев. Это, скорее, не экономическая, а политическая задача», - считает собеседник Mashnews.
Единственное, в чем можно быть уверенными: с локализацией проблем не будет. Двигатели и коробки передач успешно производятся на Ярославском моторном заводе (ЯМЗ), а выпуск мостов освоен на том же БАЗе. Руководство которого, похоже, всерьез решило заняться «гражданкой»: годом ранее говорилось о том, что завод за несколько лет выпустит 80 модификаций машин, заменив собой не только Scania и Man, но и Volvo, Mercedes-Benz, DAF, Renault. Но пока это только слова.
БАЗовский «первенец», собранный на экс-фольксвагеновских мощностях, должен появиться уже в этом году – планируется выпускать 2 тысячи машин в год. Получится ли? Просто факт: когда на том же заводе собирали Scania и Man, говорилось о 13,5 тысячах грузовиков, в реальности же объемы составляли менее 1 тысячи машин в год.