Идеальный, но дорогой. Что за самолет, на котором летал Владимир Путин
Президент РФ совершил полет на модернизированном Ту-160 – Ту-160М. Полет длился 30 минут. Владимир Путин сказал, что техника хорошая, надо принимать в состав вооруженных сил. Mashnews рассказывает, что это за самолет, почему президент уделил внимание именно ему, и при чем тут Блэкджэк.
Казанская модернизация
Президент РФ прибыл на взлетную полосу Казанского авиационного завода имени С.П. Горбунова 22 февраля, его автомобиль подъехал прямо к борту стратегического бомбардировщика. Путин переоделся в летный костюм, поднялся на борт, там надел авиационный шлем и маску. Президент не проходил медосмотр, Дмитрий Песков сказал ТАСС, что в данном случае этого не требуется. На борту бомбардировщика Владимир Путин находился на месте второго пилота.
За день до полета президент РФ осмотрел Казанский авиазавод имени Горбунова (филиал ПАО «Туполев, входит в Объединенную авиастроительную корпорацию, ОАК). Завод выпускал и выпускает 14 видов военных самолетов, включая стратегические бомбардировщики (способны нести ядерное оружие), семь видов гражданских самолетов и работает над пятью перспективными моделями. Одна из разработок - Ту-160М, улучшенная версия Ту-160.
Путин побывал на заводе перед Днем защитника отечества и второй годовщиной начала СВО. Значение этого визита политологи, с которыми поговорил Mashnews, подробно объяснять не берутся. Говорят, важен сам факт – Владимир Путин приехал к промышленникам из ОПК и сел за штурвал боевого самолета. Сходятся они в одном - это часть избирательной кампании.
Эксперты Telegram-канала «Крыльявойны» говорят, что это сигнал Западу.
«Мы считаем, что визит В.В. Путина на производственную площадку стратегических бомбардировщиков Ту-160М и последующий полет президента на одном из «Белых лебедей», дает сигнал Западу о том, что ни их помощь нашему прямому противнику, ни санкционное воздействие на Россию не имеют того эффекта, которого ждут за океаном и в западной Европе», говорят специалисты «Крыльев войны».
«Ту-160 сам по себе символизирует мощь и высокую технологическую планку нашего военного самолетостроения, - продолжают они. - Отличные летные и боевые характеристики этого бомбардировщика доводят до нервного тика генералов НАТО, ведь не зря они с такой радостью наблюдали за утилизацией парка Ту-160 на территории Украины, после развала СССР. В интернете можно найти видео и фото этого позорного для Украины мероприятия. Жаль, что мы не смогли тогда спасти все эти самолеты».
Вложены миллиарды
Ту-160 (по кодификации НАТО Blackjack) стоит на вооружении СССР с 1987-го года. Ту-160М, на который приехал смотреть Путин, - это глубокая модернизация. По словам военных, он эффективнее прошлой версии в два раза.
На нем установлено новое радиоэлектронное и навигационное оборудование, он может нести самые новые ракеты. Первый Ту-160М совершил первый полет также на глазах Путина, в 2018-м году.
«Это действительно новая машина, во многом новая. Управляется лучше, видно даже невооруженным, непрофессиональным взглядом. Надежность высокая очень. Вооруженность. Это новый самолет», - сказал Путин после полета.
Как объясняет Министерство обороны России, Ту-160М «предназначен для поражения ядерным и обычным оружием наиболее важных целей в удаленных военно-географических районах и глубоком тылу континентальных театров военных действий».
На нем стоят двигатели ДТРФД НК-32, максимальная скорость - 2000 километров в час, высота полета до 12 тысяч метров, максимальная масса боевой нагрузки - 45 тонн, максимальная продолжительность полета - 15 часов.
В 2108 году был подписан контракт на поставку Казанским заводом 10 бомбардировщиков Ту-160М2 на сумму 160 млрд рублей, писали «Ведомости». Эксплуатация Ту-160 тоже дорогая: для подготовки вылета требуется до 15 спецавтомашин и три топливозаправщика. Подготовка полета длится много часов. На полет уходит более 100 тонн топлива, объяснял в январе 2022 года, инженер-разработчик РЛС Андрей Горбачевский. Он считал, что на дальностях до 1000 км лучше использовать не Ту-160, а фронтовой бомбардировщик Су-34 - он менее заметный и более маневренный.
Но другие эксперты считают, что ТУ-160М - это почти идеал, считают авторы Telegram-канала «Крылья войны». Лучше, конечно, можно, но необязательно.
«Можно с уверенностью говорить о том, что пока наша страна строит такие прекрасные экземпляры авиационной техники - все у нас будет хорошо! Впервые серийный Ту-160 поднялся в воздух 10 октября 1984 года и получил статус самого крупного и самого мощного в истории военной авиации сверхзвукового самолета и самолета с изменяемой геометрией крыла, а также самого тяжелого боевого самолёта в мире, имеющего наибольшую среди бомбардировщиков максимальную взлетную массу. На нем установлено 46 мировых рекордов в различных группах классификации Международной авиационной федерации для тяжелых сухопутных самолётов.
В 2015 году было принято решение о возобновлении производства Ту-160 на входящем в дивизион стратегической и специальной авиации ОАК Казанском авиационном заводе им. С. П. Горбунова. Также производится модернизация существующих машин. На модернизированном Ту-160М обновлено пилотажно-навигационное оборудование, бортовой комплекс связи, автоматическая бортовая система управления, бортовая радиолокационная станция, комплекс радиоэлектронного противодействия. Модернизирован комплекс контроля и управления топливом и центровкой, система управления двигателями», - объясняют «Крылья войны».
Завод имени Орджоникидзе под руководством Кагановича
Казанский авиазавод начинался в 1932 году как Завод № 124 имени Серго Орджоникидзе. В тот момент руководить им был поставлен Кузьма Кузнецов. В 34-м его перевели на авиазавод в Комсомольске-на-Амуре. Сейчас он называет заводом им. Гагарина.
В 1938-м году Кузьма Кузнецов обвинен по статье 58-7-9-11 УК РСФСР по так называемому делу о «вредительской группе под руководством директора Кузнецова Кузьмы Дмитриевича». До 1940-го года находился под следствием, затем оправдан.
Последним руководителем завода им. Орджоникидзе был Михаил Каганович (брат Лазаря Кагановича - наркома тяжелой промышленности и зам. председателя Совнаркома СССР).
Михаил Каганович должен был управлять заводом и привести его к успехам. До того его работа в авиапромышленности СССР была признана плохой. Он должен был исправиться. 1 июля 1941-го года Михаил Каганович застрелился.
В годы Великой Отечественной войны завод производил пикирующие бомбардировщики Пе-2. В день выпускалось по меньшей мере 10 самолетов. Это был главный советский бомбардировщик той войны. По ее окончании темпы производства военной техники снизились, начали выпускаться гражданские самолеты (Ту-104Б, Ил-62).
Полеты Путина
Владимир Путин уже летал на бомбардировщике Ту-160 - еще в предыдущей версии, до нынешней модернизации. В августе 2005 года президент РФ совершил полет на борту стратегического бомбардировщика Ту-160 из аэропорта Чкаловский (Московская область) до района учений на Кольском полуострове. Тогда Путин сказал, что нужно подумать и над гражданской версией Ту-160.
Также Путин совершал полеты на штурмовике Су-25УБ (в октябре 1999 года). Этот полет длился 10-минут. Взлетали с учебно-тренировочной базы при Краснодарском высшем авиационном училище.
В марте 2000 года Владимир Путин совершил перелет из Краснодара в Грозный на месте второго пилота истребителя-перехватчика Су-27УБ.
В августе 2010 года также на месте второго пилота Владимир Путин принял участие в тушении лесных пожаров в Рязанской области с борта самолета-амфибии Бе-200. Полет длился полчаса.
В сентябре 2012 президент РФ совершил три полета за штурвалом мотодельтаплана.