Идеальный, но дорогой. Что за самолет, на котором летал Владимир Путин
Президент РФ совершил полет на модернизированном Ту-160 – Ту-160М. Полет длился 30 минут. Владимир Путин сказал, что техника хорошая, надо принимать в состав вооруженных сил. Mashnews рассказывает, что это за самолет, почему президент уделил внимание именно ему, и при чем тут Блэкджэк.
Взлетает стратегический ракетоносец Ту-160М «Илья Муромец». 22 февраля 2024. Фото: Дмитрий Азаров, POOLКазанская модернизация
Президент РФ прибыл на взлетную
полосу Казанского авиационного завода имени С.П. Горбунова 22
февраля, его автомобиль подъехал прямо к борту стратегического бомбардировщика.
Путин переоделся в летный костюм, поднялся на борт, там надел авиационный шлем
и маску. Президент не проходил медосмотр, Дмитрий Песков сказал ТАСС, что в
данном случае этого не требуется. На борту бомбардировщика Владимир Путин
находился на месте второго пилота.
За день до полета президент РФ осмотрел
Казанский авиазавод имени Горбунова (филиал ПАО «Туполев, входит в Объединенную
авиастроительную корпорацию, ОАК). Завод выпускал
и выпускает 14 видов военных самолетов, включая стратегические бомбардировщики
(способны нести ядерное оружие), семь видов гражданских самолетов и работает
над пятью перспективными моделями. Одна из разработок - Ту-160М, улучшенная
версия Ту-160.
Путин побывал на заводе перед
Днем защитника отечества и второй годовщиной начала СВО. Значение этого визита политологи,
с которыми поговорил Mashnews, подробно объяснять не берутся. Говорят, важен
сам факт – Владимир Путин приехал к промышленникам из ОПК и сел за штурвал
боевого самолета. Сходятся они в одном - это часть избирательной кампании.
Эксперты Telegram-канала «Крыльявойны» говорят, что это сигнал Западу.
«Мы
считаем, что визит В.В. Путина на производственную площадку стратегических
бомбардировщиков Ту-160М и последующий полет президента на одном из «Белых
лебедей», дает сигнал Западу о том, что ни их помощь нашему прямому противнику,
ни санкционное воздействие на Россию не имеют того эффекта, которого ждут за
океаном и в западной Европе», говорят специалисты «Крыльев войны».
«Ту-160 сам по себе
символизирует мощь и высокую технологическую планку нашего военного
самолетостроения, - продолжают они. - Отличные летные и боевые характеристики
этого бомбардировщика доводят до нервного тика генералов НАТО, ведь не зря они
с такой радостью наблюдали за утилизацией парка Ту-160 на территории Украины,
после развала СССР. В интернете можно найти видео и фото этого позорного для
Украины мероприятия. Жаль, что мы не смогли тогда спасти все эти самолеты».
Ту-160 (по кодификации НАТО Blackjack) стоит на вооружении СССР с 1987-го года. Ту-160М, на который приехал смотреть Путин, - это глубокая модернизация. По словам военных, он эффективнее прошлой версии в два раза.
На нем установлено новое радиоэлектронное и навигационное оборудование, он может нести самые новые ракеты. Первый Ту-160М совершил первый полет также на глазах Путина, в 2018-м году.
«Это действительно новая машина, во многом новая. Управляется лучше, видно даже невооруженным, непрофессиональным взглядом. Надежность высокая очень. Вооруженность. Это новый самолет», - сказал Путин после полета.
Как объясняет Министерство обороны России, Ту-160М «предназначен для поражения ядерным и обычным оружием наиболее важных целей в удаленных военно-географических районах и глубоком тылу континентальных театров военных действий».
На нем стоят двигатели ДТРФД НК-32, максимальная скорость - 2000 километров в час, высота полета до 12 тысяч метров, максимальная масса боевой нагрузки - 45 тонн, максимальная продолжительность полета - 15 часов.
В 2108 году был подписан контракт на поставку Казанским
заводом 10 бомбардировщиков Ту-160М2 на сумму 160 млрд рублей, писали «Ведомости». Эксплуатация Ту-160 тоже дорогая: для подготовки вылета требуется до 15
спецавтомашин и три топливозаправщика. Подготовка полета длится много часов. На
полет уходит более 100 тонн топлива, объяснял в январе 2022 года, инженер-разработчик РЛС
Андрей Горбачевский. Он считал, что на дальностях до 1000 км
лучше использовать не Ту-160, а фронтовой бомбардировщик Су-34 - он менее
заметный и более маневренный.
Но другие эксперты считают, что
ТУ-160М - это почти идеал, считают авторы Telegram-канала «Крылья войны». Лучше, конечно, можно, но необязательно.
«Можно с уверенностью
говорить о том, что пока наша страна строит такие прекрасные экземпляры
авиационной техники - все у нас будет хорошо! Впервые серийный Ту-160 поднялся
в воздух 10 октября 1984 года и получил статус самого крупного и самого мощного
в истории военной авиации сверхзвукового самолета и самолета с изменяемой
геометрией крыла, а также самого тяжелого боевого самолёта в мире, имеющего
наибольшую среди бомбардировщиков максимальную взлетную массу. На нем
установлено 46 мировых рекордов в различных группах классификации Международной
авиационной федерации для тяжелых сухопутных самолётов.
В 2015
году было принято решение о возобновлении производства Ту-160 на входящем в
дивизион стратегической и специальной авиации ОАК Казанском авиационном заводе
им. С. П. Горбунова. Также производится модернизация существующих машин. На
модернизированном Ту-160М обновлено пилотажно-навигационное оборудование,
бортовой комплекс связи, автоматическая бортовая система управления, бортовая
радиолокационная станция, комплекс радиоэлектронного противодействия.
Модернизирован комплекс контроля и управления топливом и центровкой, система
управления двигателями», - объясняют «Крылья войны».
Завод имени Орджоникидзе под руководством Кагановича
Казанский авиазавод начинался в
1932 году как Завод № 124 имени Серго Орджоникидзе. В тот момент руководить им
был поставлен Кузьма Кузнецов. В 34-м его перевели на авиазавод в
Комсомольске-на-Амуре. Сейчас он называет заводом им. Гагарина.
В 1938-м году Кузьма Кузнецов
обвинен по статье 58-7-9-11 УК РСФСР по так называемому делу о «вредительской
группе под руководством директора Кузнецова Кузьмы Дмитриевича». До 1940-го
года находился под следствием, затем оправдан.
Последним руководителем завода им. Орджоникидзе был Михаил Каганович (брат Лазаря Кагановича - наркома тяжелой промышленности и зам. председателя Совнаркома СССР).
Михаил Каганович должен был
управлять заводом и привести его к успехам. До того его работа в
авиапромышленности СССР была признана плохой. Он должен был исправиться. 1 июля
1941-го года Михаил Каганович застрелился.
В годы Великой Отечественной войны завод производил пикирующие бомбардировщики Пе-2. В день выпускалось по меньшей мере 10 самолетов. Это был главный советский бомбардировщик той войны. По ее окончании темпы производства военной техники снизились, начали выпускаться гражданские самолеты (Ту-104Б, Ил-62).
Полеты Путина
Владимир Путин уже летал на бомбардировщике Ту-160 - еще в предыдущей версии, до нынешней модернизации.
В августе 2005 года президент РФ совершил полет на борту стратегического бомбардировщика Ту-160 из аэропорта Чкаловский (Московская область) до района учений на Кольском полуострове. Тогда Путин сказал, что нужно подумать и над гражданской версией Ту-160.
Также Путин
совершал полеты на штурмовике Су-25УБ (в октябре 1999 года). Этот полет длился 10-минут.
Взлетали с учебно-тренировочной базы при Краснодарском высшем авиационном
училище.
В марте 2000
года Владимир Путин совершил перелет из Краснодара в Грозный на месте второго
пилота истребителя-перехватчика Су-27УБ.
В августе
2010 года также на месте второго пилота Владимир Путин принял участие в тушении лесных
пожаров в Рязанской области с борта самолета-амфибии Бе-200. Полет длился
полчаса.
В сентябре 2012 президент РФ совершил три полета за штурвалом
мотодельтаплана.