25 июня 2024 17:39
читать 5 минут

ГТЛК пытается отстоять в суде права на самолеты, купленные ее ирландской «дочкой»

Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) подала иск в Арбитражный суд Москвы к своей бывшей ирландской дочерней компании GTLK Europe DAC, ее конкурсным управляющим и связанным структурам.

Иски поданы 24 июня к 10 иностранным фирмам (GTLK Europe DAC, STLC Europe Fourteen Leasing Limited, STLC Europe Sixteen Leasing Limited, STLC Europe Twenty Seven Leasing Limited, STLC Europe One Leasing Limited, STLC Europe Two Leasing Limited, STLC Europe Twenty Eight Leasing Limited, STLC Europe Eleven Leasing Limited, STLC Europe Twenty Two Leasing Limited, STLC Europe Four Leasing Limited), а также к Джулиану Морони и Муррану Дамьену, говорится в материалах картотеки арбитражных дел.

Специальная лизинговая платформа GTLK Global Business была создана для эффективной работы на зарубежных рынках по лизингу самолетов и судов, ранее сообщала ГТЛК. В нее входят дочерние компании GTLK Europe Designated Activity Company (зарегистрирована в 2012 году в Ирландии), GTLK Asia Limited (зарегистрирована в сентябре 2018 года в Гонконге) и GTLK Middle East (зарегистрирована в октябре 2018 года в ОАЭ).

Однако санкционные ограничения привели к тому, что GTLK Europe Designated Activity Company не смогла обслуживать выплаты по облигациям, даже имея средства для платежей, что привело к ликвидации компании.

31 мая 2023 года Высокий суд Ирландии принял решение о начале процедуры ликвидации дочерних зарубежных обществ GTLK Europe DAC и GTLK Europe Capital DAC, сообщалось в отчетности ГТЛК за 2023 год. С этой даты все полномочия органов управления перешли к ликвидаторам, назначенным Высоким судом Ирландии. Ликвидаторы будут осуществлять продажу имущества компаний для расчета с кредиторами (в том числе с держателями еврооблигаций) в соответствии с очередностью, установленной ирландским правом.

Стоимость GTLK Europe DAC и связанной с ней GTLK Europe Capital DAC оценивалась в $4,5 млрд (4,11 млрд евро).

Как пояснил Mashnews главный редактор портала Авиа.ру Роман Гусаров, ирландская «дочка» ГТЛК - GTLK Europe DAC - была заемщиком денег у материнской компании на приобретение самолетов для последующей передачи в лизинг авиакомпаниям под залог воздушных судов. Через ирландскую «прокладку» это делалось потому, что позволяло сократить налоги, так как самолеты регистрировались в Ирландии, это позволяло упростить их приобретение в лизинг, они по факту были ввезены в Россию, но оформлялось это как временный ввоз на правах аренды. Эта схема работала и позволяла снабжать российские авиакомпании самолетами до введения санкций. «После их введения самолеты перерегистрировали в российский реестр и повесили на баланс российской ГТЛК. То есть фактически ГТЛК ничего не проиграла, так как самолеты поставлены, они находятся в России, лизинговые платежи поступают в ГТЛК», - говорит Гусаров.

«Иск этот нужен для того, чтобы снять обвинения ирландских внешних управляющих, Дэмиена Муррана и Джулиана Морони, в незаконности получения Россией этих самолетов, купленных за российские же деньги. Это 15 или более самолетов, я не скажу сейчас точнее. Сейчас все самолеты находятся в России», - добавил он.

Нынешняя подача исков ГТЛК к своим иностранным «дочкам» – формальная процедура, так как компании находятся в стадии ликвидации, кредиторы, среди которых есть и ГТЛК, должны предъявить требования. ГТЛК пытается вернуть деньги, которые она дала на закупку самолетов, пояснил он.

ГТЛК подала заявление в российский суд, так как компания находится под санкциями и не может подать иск в европейские суды. Кроме того, у нас по Конституции российское законодательство приоритетно перед международным, и решение российского суда – выше решения зарубежного, заключил Роман Гусаров.

Теги:
Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
специальный корреспондент
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!