ГТЛК: производство гражданской авиатехники в России в 2023 году сократилось, выпуск грузовых вагонов вырос на 30%, верфи сдали 44 транспортных гражданских судна
Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) на основе данных из открытых источников и маркетинговых исследований опубликовала комплексную оценку состояния ключевых сегментов транспортного комплекса России прогноз по динамике их развития.
Добычной земснаряд проекта Ц480М2РД/НФ построят на заводе «Нефтефлот» по контракту с ГТЛК для компании «ГидроСтройМеханизация». Изображение: разработчик проекта, РЦПКБ «Стапель»
Пассажирские авиаперевозки в РФ выросли на 11% год к году и составили 105,4 млн человек. Объем международного пассажиропотока вырос на 27%, почти достигнув уровня 2021 года, благодаря развитию авиасообщения с дружественными странами. Сейчас россияне могут без ограничений летать в 37 зарубежных стран. При этом, отметили в ГТЛК, по объективным причинам (загрузка авиазаводов военными заказами, комплексная работа над новыми моделями отечественных самолетов) несколько просело собственное производство гражданской авиатехники. Так, по данным Росстата, в 2023 году было произведено 89 единиц гражданских вертолетов и несколько опытных образцов пассажирских самолетов.
В 2023 году производство грузовых вагонов в РФ выросло на 30% - до 63,7 тыс. ед., из которых 18,8 тыс. ед. – инновационные. Списали за год почти 26 тыс. вагонов. Удорожание железнодорожной техники в силу увеличившейся себестоимости производства, сохранение повышенной ключевой ставки Банка России и ограниченное предложение на рынке может негативно отразится на объемах закупки вагонов в 2024 году (не превысят объемов 2023 года). Арендные ставки продолжат рост по большинству видов подвижного состава. В части динамики погрузки грузов в 2024 году аналитики также ожидают рост – примерно на 1,6%.
В 2023 году российские верфи сдали 44 гражданских судна – 18 пассажирских, 12 барж, 9 сухогрузов и 5 наливных. Консервативный прогноз плана заказа гражданских судов Минпромторга России в 2024-2035 гг. составляет 780 ед., а оптимистичный в три раза больше – 2300 ед.
Объем продаж грузовых автомобилей в 2023 году показал взрывной рост – в 1,7 раза год к году, достигнув исторического рекорда в 144 тыс. ед. на фоне реализации отложенного спроса, развития инфраструктурных проектов и перестройки логистики. Впечатляющую положительную динамику показали и продажи автобусов – 26% до рекордных 17,1 тыс. ед. При этом значительная часть продаж пришлась на долю иностранных, в основном китайских, марок – 71% в сегменте грузовиков и 27% в сегменте автобусов.
В 2024 году ожидается небольшое увеличение продаж грузовиков – на 10% и автобусов – на 5%. В числе ключевых сдерживающих факторов – возросший утилизационный сбор на иностранную технику и высокий уровень ключевой ставки Банка России.