28 января 2025 16:52
читать 9 минут

ГОСТы подгонят под отечественное

Росстандарт заказал разработку новых стандартов, направленных на сокращение зависимости от импортной продукции и технологий. В том числе требуются ГОСТы на изготовление железобетонных судов, которые были популярны в первой половине ХХ века.

Изменения в десятке отраслей

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) в конце декабря объявило 10 электронных аукционов на разработку и подготовку к утверждению стандартов различной продукции. Общая сумма контрактов составила 120,7 млн рублей. В конце января заказчик определился с исполнителями.

Среди стандартов в области судостроения, которые нужно разработать, фигурируют ГОСТы к корпусам судов из железобетона и методам испытаний судовых железобетонных конструкций на непроницаемость и герметичность.

Помимо этого, необходимо создать ГОСТы для производства, хранения и отгрузки сжиженного природного газа, цистерн, лифтов и светотехнических изделий (ламп).

Другие контракты касаются стандартов в области текстильной продукции, легкой промышленности, электротехники и электронных изделий, бытовой химии, парфюмерии, тары и упаковки, молочной продукции, информационных технологий и связи.

Подрядчики должны разработать такие проекты ГОСТов, которые обеспечат гармонизацию национальных, межгосударственных и международных стандартов. Документы должны учитывать как научно-технический прогресс, так и поручения президента РФ и правительства РФ и быть направленными на сокращение зависимости от импортной продукции и технологий. Каким образом это должно быть сделано  - в конкурсной документации не раскрывается.

Названия компаний, победивших в конкурсах, не раскрываются. Работы подрядчики должен завершить в 2026 году.

СПРАВКА MASHNEWS

  • Спрос на железобетонные корабли появился в годы Первой мировой войны из-за дефицита стали. В период с 1915 по 1919 год было построено не менее 1000 железобетонных судов общим тоннажем более 600 тыс. тонн. В СССР строительство судов из железобетона было развернуто позже - в 1930 годы на Рыбинской верфи. В 1946—1948 годах бетонные плавсредства строили на шести речных верфях.
  • К основным плюсам железобетонных судов относят низкую стоимость и высокую скорость постройки, неподверженность бетона коррозии и его огнестойкие свойства. Минусы - корпус бетонного корабля в несколько раз толще стального. Из-за большого веса у таких судов большая осадка, что уменьшает их проходимость и требует большого количество топлива, что снижает рентабельность перевозок. Сейчас плавсредства из железобетона тоже используются – это доки и дебаркадеры.

Зачем нужен ГОСТ

Росстандарт ведет реестр стандартов, сейчас в него включено более 1600 ГОСТов. Применение национальных и отраслевых стандартов носит рекомендательный характер. Но федеральные ведомства включают ГОСТы в нормативные акты, компании – в заключаемые контракты.

Заказ Росстандарта – обычная работа по разработке и актуализации стандартов, объяснил Mashnews директор по связям с общественностью Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники РАТЭК Антон Гуськов.

«Стандарты предусмотрены техническими регламентами ЕАЭС. Они определяют, во-первых, обязательные требования к устройствам, во-вторых, методы испытаний. Стандарты разрабатываются государствами-членами ЕАЭС», — уточнил Гуськов.

Стандарты нужны для того, чтобы при проведении экспертиз и приемок произведенной продукции не возникало разногласий, пояснил Mashnews Алексей Безбородов, генеральный директор ООО «Инфра Проекты», которое специализируется на инженерных изысканиях, управлении проектами строительства и выполнении строительного контроля.

От ГОСТа отталкивается экспертиза, банки, страховщики. Если компания работает не по ГОСТу, то кредиты и страховка ей обойдутся дороже, говорит специалист.

«Если меняются технологии, то, значит, надо менять и ГОСТ», — добавил Безбородов.

Генеральный директор НП ПЖК «МежРегионРазвитие», эксперт по вопросам ЖКХ Владислав Воронков считает, что для продвижения того или иного товара, в том числе произведенного в рамках импортозамещения, необходимы государственные стандарты.

Помощь отечественному производителю

По словам Воронкова, появление новых, импортозамещенных стандартов расширит возможности для выхода на рынок производителей отечественного оборудования.

«Если китайцы умеют делать светодиодные лампы, то мы что, и сами не умеем?», — отметил эксперт. То же относится к лифтам. Основными производителями лифтового оборудования в советское время были «Московский лифтостроительный завод» и «Могилевлифт», говорит Воронков. И на сегодняшний день предприятия на территории России и дружественных стран производят оборудование ничем не хуже. «И «Могилевлифт» ничем не хуже. Они держат доставшийся им по наследству с советских времен стандарт качества на высоте», —подчеркнул Воронков.

По сжиженному природному газу стандартов в России практически нет, поясняет эксперт Безбородов. Что касается бетонных корпусов судов, то стандарты по ним сильно устарели, из-за этого в стране не строят дешевых понтонов.

По словам Воронкова, стандартизация позволит нам, с одной стороны, сузить попытки проникновения на внутренний рынок иностранного (и псевдоиностранного) оборудования, а с другой стороны, открыть возможности для производства отечественного оборудования, которое никогда не уступало в качестве импортному.

«И я уверен, что и сейчас не уступает. Но попытки пробиться со своим товаром на рынок сталкиваются с определенными сложностями. Материалы же на протяжении многих лет писались под определенного производителя. А сегодня мы с вами говорим о том, что Россия производит свое и готова наращивать производство», — считает эксперт.

Обновленный ГОСТ должен стать одним из инструментов помощи отечественным производителям, добавил Воронков.

Иностранцы смогут работать, но по ГОСТу

Впрочем, иностранным компаниям ничего не мешает работать на территории РФ по российским стандартам, уточняет Безбородов

«Они могут и импортировать в страну, и производить на территории России. В судостроительной отрасли вообще, к слову, всё стандартизировано по общемировым стандартам», — отметил эксперт.

В ГОСТы никто прописывает положения, что продукция была произведена на территории России. Требование о российском происхождении товара можно прописывать в условиях конкурса, но это не нравится ФАС.

Продвижение российских товаров происходит на государственном уровне. Вступившие в силу 1 января поправки в Федеральный закон № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» ввели национальных режим для госкорпораций, естественных монополий, ресурсоснабжающих предприятий и компаний, более чем на 50% принадлежащих государству. Теперь они не могут закупать 151 наименование импортной продукции (автомобили, локомотивы, вагоны, самолеты, вертолеты, многие виды медицинского оборудования, инструментов и станков, строительной техники и т.д.). Товары еще 465 наименований могут приобретаться за границей при условии, что в ходе конкурсных процедур не предложен российский аналог.

СПРАВКА MASHNEWS

  • Росстандарт зарегистрирован в 2004 году в Москве. Агентство выступало заказчиком в 1818 закупках на сумму 39,5 млрд рублей.

Дмитрий Матвеев

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!