20 июня 2025 12:36
читать 10 минут

Главные по дронам: «ЭРА-ГЛОНАСС» претендует на контроль над всеми беспилотниками

Система «ЭРА-ГЛОНАСС» собирается проверять технологическую зрелость беспилотников на земле и в небе, а также перехватывать управление над ними. Производители не удивлены, но в замешательстве.

Зачем изобретать велосипед

С 1 марта 2026 года все беспилотные аппараты должны быть оснащены трекерами, по которым можно определить их местоположение, а в случае риска столкновений, перехватывать управление и предотвращать аварийные ситуации. 18 июня на сессии Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) «Беспилотные горизонты: единый путь к автономному будущему» генеральный директор АО «ГЛОНАСС» Алексей Райкевич заявил, что компания готова взять управление на себя и сейчас разрабатывает дорожную карту по внедрению системы «ЭРА-ГЛОНАСС» на всех видах беспилотников.

«Уже четыре года мы мониторим дорожную технику, пассажирский транспорт, перевозку опасных грузов, а с 2025 года и малую авиацию, что технически очень близко к авиационным беспилотникам, обеспечивая прозрачность функционирования целых отраслей. В каждом случае мы отслеживаем конкретные задачи, например, в лесном комплексе — это борьба с лесными пожарами и незаконной вырубкой леса», - привел пример Алексей Райкевич и обратил внимание на то, что уже в 12 регионах «ЭРА-ГЛОНАСС» в пилотном режиме определяет местоположения авиационных беспилотников и передает сведения о них в региональные оперштабы и надзорные ведомства.

Есть у компании наработки и касающиеся высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС).

Так, еще в апреле система «ЭРА-ГЛОНАСС» заработала на грузовиках Navio, которые занимаются грузовыми перевозками на трассе «Нева».

«Это решение позволяет Минтрансу России и всем участникам федерального проекта «Беспилотные логистические коридоры» получать статистику о работе автономных транспортных средств и осуществлять их онлайн-мониторинг в режиме реального времени на трассе М-11 «Нева», - сообщила Mashnews пресс-служба Navio. В самой компании рассматривают сотрудничество с «ЭРА-ГЛОНАСС» как источник дополнительной информации о событиях на трассе по пути следования автономных грузовиков, например, о дорожных инцидентах и погоде.

Кроме того, на ПМЭФ «ГЛОНАСС» презентовала систему высокоточного автовождения для дорожной и сельскохозяйственной техники, первые испытания уже прошли в Воронежской области и в Москве, на базе Тимирязевской сельхозакадемии.

Но комбайн без комбайнера в чистом поле и автомобиль на скоростной трассе без водителя или же беспилотник, парящий над городом, - это разные истории.

Алексей Райкевич заявил, что у «ГЛОНАСС» есть техническая возможность обеспечить необходимыми системами идентификации и такие беспилотники. Более того, в случае опасной ситуации решения «ГЛОНАСС» могут позволить взять контроль над беспилотным объектом.

Главный посыл: зачем искать какие-то дополнительные варианты, тратить ресурсы, в том числе и временные, на их апробацию, если уже есть система, которая точно работает, входит в число объектов критической информационной инфраструктуры, имеет доступ к защищенным каналам связи и интегрирована в государственные цифровые инструменты.

Свои системы

Какое конкретно оборудование должно появиться на беспилотных аппаратах, пока не определено. Об этом сказал Mashnews генеральный директор Ассоциации «Аэронекст» Глеб Бабинцев (ассоциация объединяет производителей беспилотных авиационных систем).

Он подчеркнул, что процедура, а также цели идентификации, в том числе и воздушных судов, нормативно и административно не определены. Все это порождает правовую неопределенность.

Собеседник редакции усомнился, что у системы «ЭРА-ГЛОНАСС» сейчас есть техническая возможность в реальном времени передавать с борта воздушного судна и принимать все сведения, которые определены правительством и позволяют решить задачу определения угрозы, которую может представлять беспилотное или пилотируемое воздушное судно. 

При этом с тем, что для безопасности беспилотник должен иметь определенное оборудование, индустрия согласна. 

Рассматривая вопрос, научно-технический совет «Аэронекста» исходит из того, что необходимая функциональность должна достигаться минимально необходимым и достаточным набором бортовых устройств. И вектор, в котором работают производители, совпадает с тем, что заложен в правительственном постановлении. Касается это и антитеррористической защищенности.

«Считаем преждевременным рекомендовать какие-либо технические решения до формирования законченного технического облика системы, ее надлежащей апробации в реальных сценариях, нормативного установления соответствующих требований и административных процедур идентификации в реальном времени. Обязательное внедрение даже очень хороших технологий, но не решающих целевую задачу заблаговременного выявления угрозы, обойдется дорого и для бюджета, и для бизнеса, и для безопасности», - резюмировал Глеб Бабинцев.

Выживут кастомизированные

Появление единого игрока, решения которого обязательны для всех беспилотных систем, неизбежно повлияет на рынок решений противодействия дронам.

«Те системы защиты, которые уже эксплуатируются в отечественных компаниях, придется настроить под новые условия работы. Например, потребуется обновление софта, применяемого в решениях для радиоэлектронной разведки и радиолокационных станциях, использование которых является основным способом обнаружения дронов», - сообщил Mashnews Игорь Рассказов, директор направления анти-БПЛА АО «Цикада», производитель программно-аппаратных комплексов для обеспечения безопасности объектов ключевой информационной инфраструктуры.

«На отечественном рынке софта уже имеется широкий спектр готовых продуктов, которые можно применять в едином комплексе со специальными бортовыми модулями для отслеживания «дружественных» БПЛА. И реализовать это есть возможность и с новыми дронами, и с теми аппаратами, которые уже находятся в процессе эксплуатации», - подчеркнул Игорь Рассказов и привел пример входящей в холдинг «Цикада» группы компаний «Инфотактика», которая внедрила оборудование для защиты от дронов и изначально заложила в нем возможности для глубокой кастомизации, как путем обновления софта, так и добавления и замены аппаратных модулей.

Таким образом, если системам РЭБ потребуется перенастройка, то решения, имеющие простор для кастомизации, к новым требованиям адаптируются. А системы, не заточенные под глобальные изменения, могут уйти с рынка. Игорь Рассказов объяснил это тем, что если требования об интеграции с «ЭРА-ГЛОНАСС» окажутся обязательными, то организации, эксплуатирующие системы, которые нельзя модернизировать, начнут искать другие решения.

«На мой взгляд, у получившейся системы контроля есть все шансы стать глобальной и действовать по всей России. Здесь можно ориентироваться на опыт Китая, который преследует схожие цели по контролю беспилотников», - подчеркнул Игорь Рассказов.

При этом в самой компании «ГЛОНАСС» экспансию на мир беспилотников объясняют необходимостью технического прогресса. В частности, Алексей Райкевич заявил на ПМЭФ, что с подключением к «ЭРА-ГЛОНАСС» появится возможность отслеживать технологическую зрелость как проектов в целом, так и каждого объекта в частности, собирая аналитику по сбоям или по ситуациям, когда управление беспилотниками брал на себя оператор-человек. После того, как автомобили без водителя «накатают» десятки тысяч километров без единой царапины, а БПЛА будут узнавать друг друга в небе и осуществлять полеты без рисков аварий, тогда начнется массовая эксплуатация такой техники на улицах городов и в небе над ними.

Теги:
Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Специальный корреспондент
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!