Глава «Ростеха»: абсолютно все заместить невозможно, и это сейчас не требуется
Под некоторые виды продукции в России попросту нет рынка, который обеспечил бы рентабельность их производства.

Росавиация 26 марта 2025 года выдала лицензию на серийное производство пассажирского самолета МС-21, который собирают на Иркутском авиационном заводе. Иллюстративное фото: Алина Ринчино/«ИрСити».
Задача номер один — перейти на «свое» в критически важных секторах. Там, где это вопрос национальной безопасности. Прежде всего оборонка, космос, авиация, энергетика, электроника, станки, фарма и т. д., рассказал Сергей Чемезов в интервью изданию «Эксперт».
«Конечно, на этом пути нам сложнее. Например, самолеты производят всего несколько стран, но ни одна из них не делает все до последнего болта самостоятельно. В производстве Boeing, помимо американцев, участвуют Япония, Италия, Канада, Англия, Швеция, Франция, Австралия и еще несколько десятков стран — список впечатляющий! Наш опыт показал, что мировое разделение труда — вещь очень ненадежная. Поэтому мы решаем сложнейшую задачу: создаем самолеты, где все будет отечественное. Замещаем почти 80 наименований: моторы, другие агрегаты и системы, даже кресла. Зато будет гарантия, что без самолетов Россия, страна с огромными территориями, не останется. Из Москвы до Владивостока всегда будет на чем долететь».
Как далеко мы ушли — вопрос сложный. С одной стороны, за последние три года совершен колоссальный рывок, продолжил Сергей Чемезов.
«Семимильными шагами развиваются проекты не только в авиастроении, но и автомобилестроении, медицине, энергетике и т. д. С другой стороны, мы только в самом начале пути. Например, на рынке медицинского оборудования до 70% — импорт, со станочным оборудованием ситуация та же. Некоторые считают, что создать что-то новое легко — надо только захотеть. Однако в сфере высоких технологий чудес не бывает. По щелчку пальцев ничего не делается. Путь, который зарубежные компании проходили десятки лет, вкладывая сотни миллиардов каждый год, невозможно перепрыгнуть за три года».
По многим проектам мы идем в два-три раза быстрее, чем наши иностранные коллеги. Тем не менее впереди работы — поле непаханое, добавил глава «Ростеха».