ГК «Элемент» договорилась с ОАК о поставке электроники для самолетов SSJ 100 и МС-21 на 2 млрд рублей
Контракт позволит дозагрузить мощности «Элемента», однако, указывают эксперты, из-за невысокой тиражности отечественные компоненты могут оказаться дороже иностранных.
Иллюстративное фото: ГК «Элемент».
ГК «Элемент» будет поставлять предприятиям ОАК микроконтроллеры, микросхемы памяти, силовые транзисторы и другие компоненты для самолетов, пишет издание «Коммерсант».
Их производят на нескольких предприятиях компании: зеленоградском «Микроне», НИИЭТ и НЗПП «Восток». Партнерство предполагает сотрудничество вплоть до 2030 года с потенциалом расширения закупок других видов электроники и подключения других поставщиков ОАК еще на несколько миллиардов. В ОАК отказались от комментариев.
Еще в 2022 году Новикомбанк выделил 10 млрд руб. на импортозамещение радиоэлектроники в авиации. «Если со стороны микроэлектроники 2 млрд руб. — это серьезная сумма, то со стороны авиаотрасли стоимость контракта можно расценивать как незначительную»,— говорит собеседник издания на рынке электроники. По его оценке, себестоимость к 2027 году одного самолета МС-21 или SJ 100 оценивается в 9 млрд и 5,5 млрд руб.
Стоимость одного электронного компонента у ГК «Элемент» будет зависеть от масштаба выпуска, уточнил другой собеседник издания среди производителей электроники.
«Количество изделий наших производителей, безусловно, меньше зарубежных фабрик, работающих на глобальный рынок. Предполагаем, что они будут дороже в сравнении с иностранными комплектующими».
Однако, добавляет собеседник «Коммерсанта», доля электронных компонентов в стоимости самолета «ничтожно мала» и в целях обеспечения независимости от иностранных поставщиков можно пойти на удорожание.
Ранее российский транспорт оснащался иностранными электронными компонентами, и, воспользовавшись изменениями в цепочках поставок, связанными с санкционными ограничениями, ГК «Элемент» активно выходит и на авторынок и авиастроение, говорит глава консорциума «Базис» Арсений Брыкин.
«При этом имеющихся мощностей ГК должно хватить, чтобы обеспечить весь спрос, так как, во-первых, не все производственные линии загружены, а во-вторых, данные компоненты вполне можно производить на имеющейся на фабриках «Элемента» технологической базе».
В начале июля «Ведомости» писали, что ГК «Элемент» начнет изготавливать электронику на основе карбида кремния для электромобилей «Атом». Арсений Брыкин допускает, что в будущем ГК может начать выход и на другие сегменты транспортного рынка — например, поезда или автобусы.
При этом все иностранные комплектующие заменить невозможно, напоминает представитель производителя электроники Fplus. Также, по его словам, на данный момент технологические возможности и перечень освоенной продукции смогут позволить предприятиям ГК «Элемент» претендовать на ограниченное импортозамещение электроники в самолетах. Представитель компании также добавляет, что электроника, производимая для авиатранспорта, проходит дополнительную проверку из-за повышенного внимания к безопасности полетов.