ГК «Динамика» из Москвы будет строить гибридные суда в Петербурге
Московская ГК «Динамика» будет строить в Петербурге круизные суда. Ее партнером стало НПП «Авиационная и морская электроника», которое уже строит такой флот по заказу Государственной транспортной лизинговой компании.
Речь идет о гибридных судах проекта PV20S, изготовление которых для севастопольского ГУП «Севэлектроавтотранс им. А. С. Круподерова» привело к серии судебных споров, пишет «Деловой Петербург».
«Авиационная и морская электроника» (АМЭ) и Кирилл Дыбко, генеральный директор группы компаний «Динамика» (партнер госкорпорации «Ростех» в ряде крупных проектов, выручка «Динамики» за прошлый год составила 2,5 млрд рублей), в начале ноября учредили в Петербурге ООО «Судостроительный завод “Ладога”».
АМЭ владеет в нем 51% долей, у Кирилла Дыбко — 29%. Новая компания зарегистрирована по одному адресу с АМЭ в Кировском районе Петербурга, указанный в СПАРК основной вид деятельности — строительство кораблей, судов и плавучих конструкций.
Представитель ГК «Динамика» заявил «ДП» о планах «наращивания компетенций с учетом существующего проекта постройки катеров проекта PV20S для севастопольского ГУП “Севэлектроавтотранс им. А. С. Круподерова”».
«В проекте участвуют несколько предприятий ГК “Динамика”. Из ближайших планов — разработка корабельных камбузов. После успешной сдачи в эксплуатацию первых судов в 2024 году мы планируем обращение в Государственную транспортную лизинговую компанию (ГТЛК) за возможностью участвовать в других судостроительных программах для реализации их на мощностях НПП “АМЭ” и СЗ “Ладога”«, — заявил представитель ГК »Динамика«, назвав петербургское АМЭ разработчиком основных систем для нового проекта.
Он добавил, что строительство новой верфи на текущий момент не рассматривается, потому что «существует достаточно мощностей для аренды и постепенного развития. В зависимости от результатов ближайших 3 лет возможно расширение производственных площадей, в том числе и строительство или покупка верфи».
Хотя глава ГК «Динамика» Кирилл Дыбко участвует в новом судостроительном заводе «Ладога» лично, представитель «Динамики» заявил, что «это не личный проект, а проект группы».
20% новой компании у ее генерального директора Захара Сидоренко. Представитель «Динамики» сказал, что «выделение доли для генерального директора — нормальная практика с точки зрения заинтересованности в эффективном результате, его основная задача — получение заказов для предприятия».
Захар Сидоренко имеет большой опыт в судостроительном бизнесе. С конца 2018 года он возглавляет расположенное в Новой Ладоге и принадлежащее ему на 92% ООО «Судостроительный завод “Ростр”», чья выручка от продаж в 2023 году составила 170,6 млн рублей. «Ростр» достраивает сейчас два круизных судна проекта PV20S для севастопольского «Сев-электроавтотранса». Еще три таких судна для того же предприятия строит самарское АО «Нефтефлот». Арбитраж на днях принял к производству иск о признании «Ростра» банкротом по иску индивидуального предпринимателя Андрея Русских, заявившего о долге 7 млн рублей.
Головной исполнитель всех пяти судов — НПП «АМЭ», заказчик — ГТЛК, которая передала АМЭ этот контракт после неудачной попытки его исполнения петербургским АО «ЦКБ “Нептун”». Изначально этот лизинговый контракт «Севэлектроавтотранс» и ГТЛК подписали с «Нептуном» в 2019 году, но «Нептун» его не исполнил, по поводу чего все участники контракта судятся до сих пор. Суммарные требования ГТЛК к «Нептуну» составляют 355,6 млн рублей, «Нептун» пытается взыскать с «Нефтефлота» 1,1 млрд.
Первый иск датируется июнем 2022 года, с февраля 2022–го по август 2023–го ЦКБ «Нептун» возглавлял Захар Сидоренко, в период, когда «Нептун» должен был построить круизные суда, компанией руководил другой менеджер.
В ГК «Динамика» уточнили, что юридически новое ООО «СЗ “Ладога”» не связано с ООО «СЗ “Ростр”», но производственные специалисты из ИТР «Ростр» привлекаются для реализации задач завода «Ладога».
Захар Сидоренко в разговоре с автором текста также уточнил, что новая компания «никак не связана, ни в настоящем, ни в будущем, с судостроительным заводом “Ростр” в Новой Ладоге», и заверил, что построенные «Ростром» два судна для севастопольского «Севэлектроавтотранса» будут переданы заказчику в самое ближайшее время.
«Суда ушли туда, в связи с погодными условиями они еще идут, мы проводим финальные испытания, сдаем заказчику. Эти два судна на финише», — сказал Сидоренко.
Исполнительный директор ООО «Северное море» (судостроительная компания из Ленинградской области) Елена Майданова полагает, что в условиях увеличения экологических требований, особенно в зонах портов и мест выгрузки пассажиров, изготовление гибридных судов становится все более актуальным.
«Гибридное судно дает возможность подходить к причалам полностью на электроходу. Кроме того, возможность использования электрохода дает значительные преимущества при маневрировании в портовой зоне. Не нужно тратить время для перекладки реверса двигателей, гораздо меньше времени уходит для изменения направления вращения винта. По сути это работа джойстиком аналогично работе подруливающего устройства, только здесь таким же образом будет работать основной гребной винт», — полагает руководитель «Северного моря».
По словам первого заместителя генерального директора ООО «Морские комплексные системы» (МКС) Льва Засыпко, суда прибрежного плавания, предназначенные для регулярных пассажирских перевозок на внутригородских и прибрежных линиях и способные принять на борт до 200 пассажиров и идти со скоростью до 10 узлов, в России сейчас очень востребованы.
«Отечественный флот круизных и пассажирских перевозок давно пора обновлять, и это не секрет. Особенностью судов проекта PV20S является пусть и не очень продолжительное, но электродвижение. При условии создания инфраструктуры просматривается интересная перспектива использования и дальнейшего развития судов такого типа. До сих пор наш флот не работал с гибридами российского производства — думаю, первый опыт эксплуатации даст интересный толчок в этой части судостроения», — полагает руководитель МКС.
СПРАВКА
На судах проекта PV20S внедрена инновационная экологичная гибридная система электрического движения. При эксплуатации теплоход непродолжительное время может ходить за счет электроэнергии. Суда имеют длину 30 м, ширину 7 м и рассчитаны на 200 пассажиров и трех членов экипажа. Проект PV20S разработало петербургское КБ «МИБ–Дизайн–СПб».
АО «Научно–производственное предприятие «Авиационная и морская электроника»» зарегистрировано в Петербурге в 1991 году. Компания не публикует сведения о своих акционерах и финансовых результатах. Из портала «Электронное правосудие» видно, что основные контрагенты АМЭ — ГТЛК и ЦКБ «Нептун».