22 апреля 2024 15:14
читать 12 минут

Гидроразрыв на триллион тонн: Россия создала собственный флот ГРП, но этого мало

Первое успешное испытание отечественного флота гидроразрыва пласта проведено в апреле «Газпром нефтью» и структурой «Роскосмоса». Запасы нефти в одной только Западной Сибири составляют почти 1 трлн тонн. Но чтобы эти запасы стали рентабельными для добычи, России нужны собственные технологии. Важнейшая из них - гидроразрыв пласта.

Разорвали пласт

«Газпром нефть» и Корпорация «МИТ» (Московский институт теплотехники, входит в «Роскосмос») 6 апреля провели первую операцию по гидравлическому разрыву пласта с использованием отечественного комплекса ГРП.

Операция прошла в Ханты-Мансийском автономном округе. Замглавы Минпромторга РФ Михаил Иванов, говоря об этом, отметил, что министерство поддержало проект разработки российского флота ГРП на сумму свыше 3 млрд рублей.

Гидроразрыв пласта применяется при добыче трудноизвлекаемых запасов (ТРИЗов, таких как сланцевые нефть и газ. В России это, например, запасы Баженовской свиты), а также для повышения отдачи на традиционных нефтегазовых месторождениях.  Технологии и оборудование для ГРП были включены в санкционные списки еще в 2014 году, и так как порядка 90% агрегатов для гидроразрыва были импортными, России пришлось активизировать собственные разработки в этом направлении. Потребность российских компаний в новых флотах ГРП к 2030 году оценивается в 170 единиц.

В 2018 году «дочка» Корпорации «МИТ» ФНПЦ «Титан-Баррикады» представила эскизный проект мобильного комплекса ГРП. Пилотный образец показали в ноябре 2021 года, затем начались стендовые испытания на площадке в Волгоградской области. Завершились они в сентябре 2023 года, а уже в декабре комплекс начали испытывать на нефтяных скважинах «Газпромнефть-Хантос» и газовых скважинах «Газпром добыча Уренгой» (к тому времени «Газпром нефть» и Корпорация «МИТ» подписали соглашение об испытаниях флота ГРП на реальных объектах).

В состав комплекса (его также называют флотом) входят шесть машин (управления, перевозки емкостей, подогрева жидкости машины, манифольдов, подачи сыпучих материалов и химических добавок) и три установки (гидратационная, насосная и смесительная).

Еще через год, в сентябре 2023-го, Михаил Иванов говорил, что уже в 2024 году отечественные комплексы ГРП могут поступить в серийное производство. Впрочем, в январе 2024-го Корпорация «МИТ» сообщала, что поставка первого серийного образца отечественного флота ГРП намечена на 2025 год.

На момент сдачи материала ни «Газпром нефть», ни Корпорация «МИТ» на запросы Mashnews о комментариях не ответили.

СПРАВКА MASHNEWS

  • Технология гидроразрыва пласта (он же фрекинг) предполагает создание в пласте высокопроводимой трещины, через которую в скважины закачивается жидкость. В результате работа скважин интенсифицируется и отдача нефти/газа повышается.
  • При гидроразрыве насосные станции закачивают в пласт воду, смесь воды и песка, гель, либо химреагенты под давлением, которое превышает давление разрыва самого пласта. Чтобы созданные трещины не закрывались, их заполняют так называемым расклинивающим агентом (проппант, от английского propping agent. Как правило, в этой роли выступает гранулообразный материал, однако в карбонатных коллекторах может использоваться кислота, разъедающая стенки трещины.
  • Гидроразрывом пласта занимается не только «Газпром нефть».  «Роснефть» в конце 2023 года представила новую технологию ГРП. Речь идет о так называемом комбинированном гидроразрыве, суть которого состоит в закачке проппанта в определенной последовательности. В результате ширина трещина горной породы по всей ее высоте увеличивается, что позволяет нарастить дополнительную добычу нефти в 2-3 раза. Новая технология продемонстрировала свою эффективность при испытаниях на месторождениях «Башнефти» («дочка» «Роснефти») в Волго-Уральской нефтегазоносной провинции.

 ГРП made in USSR

Технологии и оборудование для ГРП были включены в санкционные списки. Так как порядка 90% агрегатов для гидроразрыва были импортными, России пришлось активизировать собственные разработки в этом направлении. Потребность российских компаний в новых флотах ГРП к 2030 году оценивается в 170 единиц.

Но в действительности технологии гидроразрыва были известны еще в СССР, говорит глава Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Константин Симонов.

«Они не являются какими-то уникальными. Но надо учитывать несколько аспектов», - отмечает эксперт.

Первый: в СССР достаточно большое количество нефти добывалось сначала фонтанным способом, затем - при помощи погружных насосов. В то время было много относительно легкодоступной нефти, тогда как гидроразрыв пласта - это технология работы в первую очередь с трудноизвлекаемыми запасами. В СССР просто не было необходимости масштабного использования ГРП. А после распада Советского Союза ряд молодых ВИНКов (с новыми, частными собственниками. Например, ЮКОС) стали применять гидроразрыв на относительно молодых месторождениях.

«То есть не для реанимации старых месторождений, не для работы с ТРИЗами, а для того, чтобы ускорить нефтеотдачу и максимизировать текущую прибыль», - поясняет Симонов.

Второй аспект: в России постепенно стал доминировать подход, навязанный западными консалтерами. Суть его заключалась в том, что нефтяная компания должна максимально использовать сторонних исполнителей. В итоге сложные сервисы, трейдинг и прочее отдавались на аутсорсинг, а компании сосредоточились на простых операциях. А  сервисом на аутсорсе занимались преимущественно западные компании, то есть ГРП фактически отдали на откуп Schlumberger, Halliburton, Baker Hughes и другим. Оборудование, соответственно, было импортное.

Таким образом, компетенции были, но не было соответствующего оборудования - за ненадобностью.

«Плюс идея о том, что нефть нам не нужна, а нужна структурная перестройка экономики, привела к тому, что в секторе нефтегазового машиностроения начался коллапс, - говорит глава ФНЭБ. - Сейчас эту проблему начали решать, но на данный момент непонятно, сколько сейчас у нас отечественного оборудования, а сколько - китайского. В последние годы китайцы очень активно присутствуют на российском рынке нефтегазового оборудования».

 

Нужен ли России собственный ГРП

Основной вопрос: так ли уж нужны России собственные компетенции в ГРП? Учитывая, что РФ корректирует добычу в рамках ОПЕК+, да и Запад своими санкциями старается максимально ограничить экспорт российской нефти.

Заведующий лабораторией Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Валерий Семикашев считает, что развивать направление ГРП, безусловно, нужно: и НИОКР, и производство оборудования окупятся, говорит он.

По словам эксперта, особенно важно, что у российских компаний уже есть опыт использования гидроразрыва.

«Кроме того, следует учитывать, что если Россия, например, не будет заниматься подводной добычей в Арктике или на Сахалине, ничего страшного не произойдет. Но если будет деградировать традиционная добыча, в том числе с использованием ГРП, - это уже будет плохо, - отмечает Семикашев. - А ведь у России много экономически эффективных запасов, которые могут быть освоены с помощью ГРП: это и ТРИЗы, и истощенные скважины в ХМАО».

Константин Симонов также уверен, что новые запасы нужны.

«Если мы исходим из того, что нефть - востребованный на рынке товар (а это так),  и из того, что нефть по-прежнему является основным источником бюджетных поступлений (и это тоже так), то надо думать, как в среднесрочной перспективе поддержать эту отрасль и обеспечить ее развитие, - говорит эксперт. - Качество запасов падает, конкуренция на мировом рынке растет».

Но и для внутреннего рынка критично необходимо поддерживать добычу, так как легкая нефть закончилась. Поэтому вовлечение новых запасов в разработку - с применением российских технологий, по словам Константина Симонова, - наипервейшая задача.

«Заниматься этим надо было еще вчера, но хорошо, что хотя бы сейчас начали поднимать эти вопросы», - указывает глава ФНЭБ.

 

Чего можно добиться с помощью гидроразрыва

Глава Роснедр Евгений Петров 16 апреля говорил, что российской экономике до 2050 года потребуется порядка 4 млрд тонн новых рентабельных запасов нефти и 11 трлн кубометров газа. При этом Петров отметил, что нефтяная ресурсная база РФ становится все более сложной.

По словам главы Роснедр, геологические запасы на всех месторождениях Западной Сибири оцениваются примерно в 970 млрд тонн. Однако по мере обретения РФ технологического суверенитета эти запасы будут переходить из категории трудноизвлекаемых в категорию рентабельных.

Во многом этому будут способствовать отечественные разработки в сфере ГРП, однако Валерий Семикашев предупреждает, что гидроразрыв пласта - лишь одно из условий для ввода в строй трудноизвлекаемых запасов (таких, например, как Баженовская свита).

«Другое условие - подходящая экономическая модель, в первую очередь - налоговая, - поясняет эксперт. - Поэтому оценить объем запасов, которые ГРП позволит перевести в категорию рентабельных, сейчас сложно».
Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!