15 января 2025 16:22
читать 13 минут

Гидроэнергетика «утекает». Россия может потерять свои технологии для ГЭС

Мощности заводов, выпускающих оборудование для гидроэлектростанций, недозагружены. Если ситуация не изменится, страна рискует потерять этот сегмент машиностроения.

В России сегодня не строится ни одной крупной гидроэлектростанции, и в ближайшие годы производство энергии на ГЭС будет только сокращаться. Об этом говорят данные Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2042 года, утвержденной правительством РФ 30 декабря 2024 года. По прогнозам, доля гидроэлектростанций (ГЭС) и гидроаккумулирующих станций (ГАЭС) к 2042 году снизится с нынешних 17,6% до 15,3%. При этом отечественные заводы сегодня выпускают все основное оборудование для гидроэлектростанций, однако объем заказов очень низкий, что со временем грозит утратой компетенций, считают эксперты.

Заводы ждут заказа

В конце прошлого года Комитет Госдумы по энергетике выразил опасения по поводу сложившейся ситуации. Они были отражены в рекомендациях от 17 декабря 2024 года по итогам «круглого стола» на тему энергетического машиностроения. Так, в ближайшие 18 лет Генсхемой предусмотрен ввод новых ГЭС и ГАЭС всего на 7,8 ГВт, а это в 4 раза ниже потенциала основных производителей энергомашиностроительной продукции в стране.

«Доля заказов гидроэнергетического оборудования в портфелях ведущих отечественных производителей составляет не более 5-8% от общего объема выполняемых ими работ. И при такой низкой текущей и перспективной загрузке мощностей заводов есть существенные риски потери компетенций в проектировании и производстве гидроэнергетического оборудования», - предупреждают авторы документа.

По их данным, в последние годы объем финансирования отраслевых инвестпроектов сократился более чем в 2,5 раза (по сравнению с 2010 годом) и составляет около 40 млрд рублей в год. При этом большая часть средств направляется гидрогенерирующими компаниями на завершение программ техперевооружения и модернизации имеющегося оборудования. Без принятия специальных решений в кратко- и среднесрочной перспективе инвестиции в отрасль будут сокращаться, считают в Комитете ГД по энергетике.

«В настоящее время Правительство РФ совместно с Минэнерго России с другими органами федеральной власти приступает к проработке механизмов возврата инвестиций для гидроэнергетических объектов, но в условиях их отсутствия строительство крупных ГЭС и ГАЭС нереалистично даже в тех объемах, которые предусмотрены в Генеральной схеме до 2042 года», - подчеркивается в документе.

Инвесторов не привлекают ГЭС

Одной из ключевых проблем гидроэнергетики является высокий износ оборудования. Все основные мощности в стране строились и запускались в 1950-1980 годы. Сейчас средний возраст ГЭС в России – около 55 лет.

«При этом генераторы со сроком службы 45 лет и более являются морально устаревшими и не соответствуют современным технико-экономическим и экологическим показателям. Поэтому, конечно, нужно активно заниматься реновацией основного оборудования гидроэлектростанций. Сегодня объемы и темпы работ в части модернизаций и замен основного оборудования ГЭС в целом по отрасли недостаточны», - считает генеральный директор НПО «ЭЛСИБ» Дмитрий Безмельницын.

В 2024 году новосибирский завод завершил два крупных проекта: ввел в эксплуатацию гидрогенераторы на Иркутской ГЭС мощностью 113 МВт, на Майнской ГЭС – мощностью 107 МВт. В настоящее время завершаются работы на Угличской ГЭС. Однако объем заказов все равно слишком мал и не соответствует возможностям предприятия. 

«В советское время наш завод выпускал до 5-7 гидрогенераторов в год, сейчас – не более двух. Текущая загрузка предприятия по этому направлению недостаточная: для сохранения и наращивания компетенций, воспитания нового поколения инженеров и рабочих необходимо иметь большее количество новых проектов в работе», - поясняет руководитель «ЭЛСИБ».

В АО «Силовые машины» считают оптимальным для своего предприятия выпуск гидроэнергетического оборудования на 1,5 ГВт в год, а суммарная мощность всех производителей в России должна быть около 4 ГВт. Однако, напомним, в ближайшие 18 лет планируется ввести дополнительные ГЭС и ГАЭС только на 7 ГВт. Диспропорция очевидна.

В то же время, говорить о высоком износе генерирующего оборудования не вполне корректно – с 2008 года выполнен колоссальный объем работ по его обновлению на ключевых ГЭС России, считает заместитель генерального директора-руководитель дивизиона гидроэнергетики АО «Силовые машины» Владимир Демьянов. И именно с завершением этой масштабной комплексной модернизации эксперт связывает снижение объема инвестиций в гидроэнергетику страны.

Главную тревогу, по его словам, вызывают сложности с модернизацией станций малой и средней мощности, составляющих значительный сегмент рынка, – она экономически не целесообразна.

«Когда мощность ГЭС 50 – 70 МВт, а прирост после модернизации лишь 5 – 7 МВт, трудно говорить об окупаемости. Другое дело – крупная ГЭС общей мощностью порядка 2000 МВт, где прирост эквивалентен введению двух дополнительных агрегатов», - говорит Владимир Демьянов.

Малые ГЭС неинтересны крупным инвесторам не только по причине незначительных объемов, но и из-за общей специфики гидроэнергетики с точки зрения возможности масштабирования, подчеркивают в Ассоциации развития возобновляемой энергетики.

«Для строительства даже самой малой ГЭС нужны серьезные расчеты и данные, причем собранные не за один год. Русла рек меняются, их полноводность колеблется, а такие параметры как напор, расход воды и прочие показатели крайне важны для корректного проектирования. Таким образом, не получается применять такой же подход как для СЭС и ВЭС, проекты которых по большей части вполне идентичны и, соответственно, инвестор может просто прийти на конкурсный отбор и подать заявку, хорошо понимая, что ему даже точная географическая локация не так важна и всегда есть возможность ее поменять», - комментирует директор АРВЭ Алексей Жихарев.

По его словам, каждая ГЭС по-своему уникальна и должна быть спроектирована под конкретный створ. И только для того, чтобы подготовиться к конкурсному отбору, инвестору нужно потратить значительные ресурсы для всех расчетов предпроектной стадии.

«Более эффективным мог бы быть подход, в рамках которого отдельный институт развития занимался бы предварительной проработкой, а на отбор выставлялись полностью проработанные и понятные для инвестора проекты», - считает руководитель Ассоциации.

Затраты на подготовку лож водохранилищ могут достигать 30-50% стоимости всего проекта, считает гендиректор завода «ЭЛСИБ». Неудивительно, что этот вопрос становится для инвесторов и генерирующих компаний критичным при принятии решений о строительстве ГЭС. Еще одна «головная боль» - выделение и согласование земель под новую стройку.

«Есть смысл привлекать к финансированию строительства собственно ГЭС (здание, оборудование, инфраструктура всего объекта) компании, которые могут стать главными потребителями электроэнергии, в частности по прямым договорам. То есть тех, чьи энергоемкие предприятия находятся или будут построены в непосредственной близости от ГЭС и смогут потреблять ее дешевую электроэнергию», - добавляет Дмитрий Безмельницын.

СПРАВКА MASHNEWS

  • По данным ПАО «РусГидро», крупных гидроэлектростанций, мощностью более 1000 МВт, в России 15 (включая одну ГАЭС). Еще 34 гидроэлектростанции (включая одну ГЭС-ГАЭС) имеют мощность от 100 до 1000 МВт, 58 станций (в том числе одна ГАЭС) - от 10 до 100 МВт. Самых малых гидроэлектростанций, мощностью менее 10 МВт, в стране насчитывается около 90.  Таким образом, общее количество гидроэлектростанций в России составляет около 200 единиц, в том числе три ГАЭС. Еще четыре ГЭС сейчас строятся, а строительство одной (Крапивинской) законсервировано.

Компетенции «в переизбытке»

Основной механизм поддержки производителей оборудования для ГЭС –  требование о применении оборудования российского производства и определение четких перспектив ввода новых генерирующих мощностей, говорит эксперт. У российских производителей хватит компетенций и ресурсов для обеспечения потребностей отечественной гидроэнергетики.

«Именно в области производства гидротурбин и гидрогенераторов в России нет проблем с импортозависимостью, отечественные заводы при производстве своей продукции используют материалы и комплектующие российского производства», - подчеркивает Дмитрий Безмельницын.

В АО «Силовые машины» также уверены, что у отечественных заводов возможностей для закрытия всех потребностей гидроэнергетики «достаточно, даже с переизбытком».

«Мы производим практически полный комплекс оборудования для ГЭС. Гидротурбины, гидрогенераторы, системы автоматического управления – практически 99% этого оборудования импортозамещено, у нас своя уникальная инженерная школа, свои компетенции, с этой стороны мы полностью защищены», - говорит Владимир Демьянов.

По его словам, с введением санкций компании пришлось серьезно перестроиться – найти новых поставщиков технологического оборудования, инструмента, сервисных услуг, но на сегодня эта задача полностью решена. Чтобы развивать наработки отечественных заводов, важно обеспечивать загрузку инжиниринга и производства, создавать перспективные продукты, добавляет заместитель генерального директора-руководитель дивизиона гидроэнергетики АО «Силовые машины».

Глава НПО «ЭЛСИБ» считает, что развивать отрасль и отечественные технологии для ГЭС невозможно без помощи государства.

В декабре члены комитета ГД по энергетике рекомендовали правительству принять меры для окупаемости инвестиций в проекты строительства новых ГЭС и ГАЭС.

СПРАВКА MASHNEWS

  • 30 декабря 2024 года правительство РФ утвердило Генеральную схему размещения объектов электроэнергетики до 2042 года. Общий прогнозный объем ввода в эксплуатацию генерирующего оборудования к этому сроку составит 88,477 млн кВт. Из них на новые ГЭС и ГАЭС придется 7,756 млн. кВт.
  • Развитие гидроэнергетики предполагает дальнейшее освоение гидропотенциала регионов Сибири и Дальнего Востока. Планируется реализация отдельных проектов гидроаккумулирующих электростанций для оптимизации режимов работы тепловых электростанций и поддержания маневренного резерва мощности.
  • По прогнозу, доля мощностей атомных электростанций в структуре производства электроэнергии увеличится с 18,9% в 2023 году до 24% в 2042-м, солнечных и ветровых электростанций – с 0,8% до 3,3%. Доля тепловых электростанций снизится с 62,7% до 57,4%, гидроэлектростанций и гидроаккумулирующих станций – с 17,6 % до 15,3 % в 2042 году.

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!