Гибридное будущее: в России поддержат отрасль, которой нет
Правительство РФ решило поддержать заводы, производящие гибридные авто. Одно «но»: ни одного такого завода в нашей стране пока не существует.
Розетка плюс бензин
Распоряжение премьер-министра Михаила Мишустина о поддержке производителей альтернативных видов транспорта было опубликовано 14 апреля.
Компании, готовые инвестировать в производство гибридного автотранспорта, получат возможность заключать с государством специальные инвестиционные контракты, в рамках которых могут рассчитывать на налоговые льготы и особые условия аренды земли без предварительных торгов.
«В гибридных транспортных средствах кроме двигателя внутреннего сгорания используется еще и электродвигатель. Решение правительства направлено на поддержку и развитие технологий производства таких транспортных средств», - говорится в сообщении, опубликованном на сайте правительства.
До настоящего момента ситуация с гибридными автомашинами в правовом поле складывалась странная: в реальности они есть, но как будто их нет, напоминает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.
«Хорошо, что правительство заметило этот класс автомобилей, а то у нас по удивительному стечению обстоятельств все меры господдержки, направленные на развитие электротранспорта, приходились на не самое перспективное направление – чистые электрокары, в то время как другие виды, включая заряжаемые гибриды, полностью игнорировались», - говорит заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов.
«Речь идет о внутреннем производстве, а такого опыта у нас в принципе нет. Чистые электромобили производили. Например, в начале 2010 годов у «АвтоВАЗа» была модель под названием «Эллада». А вот заряжаемых не было никаких», - продолжает эксперт.
По мнению Фролова, вряд ли кто-то из российских производителей заинтересован в том, чтобы осваивать это направление – вероятнее всего, производство будет развиваться по тому же сценарию, что и на заводе «Москвич».
Когда мировой тренд – не мировой
Это похоже на правду – достаточно ознакомиться с новостями по «гибридной» теме за 2023 год. Так, в июле говорилось о том, что за счет гибридного авто планируется расширить модельную линейку марки Evolute – эти машины являются перелицованными «китайцами» бренда Dongfeng и собираются на мощностях липецкого завода «Моторинвест».
Схожими планами в ноябре делилось и руководство «Москвича»: «Мы очень внимательно изучаем сейчас гибридные технологии. Из общения с китайскими партнерами мы видим, что тренд на EV идет на спад. И на данный момент в головах инженеров рождается больше вариантов гибридных автомобилей», - заявил директор по производству Олег Масляков. Речь идет о вполне конкретной модели, она уже получила название «М5», сборка должна начаться в 2027 году.
При этом гибридов, произведенных вне России, у нас на рынке уже хватает – покупатель успел их распробовать. Речь идет как о китайских производителях: Chery, Tank, Wey, американских: Tesla, так и европейских: Porsche, Audi.
Теперь правительство дает сигнал: пора приниматься за сборку из аналогов на территории России. Есть ряд вопросов. Первый из которых: с какой целью оказываются такие меры поддержки, зачем это государству в принципе?
«Видимо, чтобы не отставать от мировых трендов», - предполагает Александр Фролов.
«Но этот тренд сложился отнюдь не во всем мире, продолжает он. - В Европе, США, Китае – да. В остальных регионах его нет физически».
Да и СПИКи (специальные инвестиционные контракты) кардинально положение дел не изменят, считает другой наш собеседник, Антон Шапарин.
«К моему глубокому сожалению, речь только про техническую норму. Компонентной базы для производства таких транспортных средств нет, и появиться ей неоткуда», - говорит он.
Электричества на всех не хватит
При этом эксперты хвалят гибридные автомобили.
«Гибридное авто – самое перспективное направление на сегодняшний момент, даже перспективнее чем электромобили. Конкуренцию им могут составить разве что только авто на водороде», - уверен глава Федерации автовладельцев России Сергей Канаев.
Александр Фролов подчеркивает: «Заряжаемые гибриды представляются мне самым удобным видом транспорта. Не самым дешевым, но самым, с позволения сказать, мобильным. Представьте себе очередь на обычную АЗС. Чтобы залить полный бак бензина, в среднем уходит две минуты. Но что если в этой очереди не обычные машины с ДВС, а сплошь электрические, каждой из которых надо 30-40 минут на зарядку?». Гибрид здесь выигрывает как минимум за счет того, что может работать как на бензине, так и на электричестве.
Однако развитие этого направления в автопроме чревато минимум двумя проблемами. Первая из них заключается в том, что ключевым игроком на рынке производства как электрокаров, так и гибридов является Китай. Там - крупнейшие в мире мощности по переработке лития и никеля, крупнейшие объемы производства анодов и катодов, аналогично – с литий-ионными батареями. А в России только-только восстанавливается производство того же лития.
Вторая проблема – электрогенерация. «Если взять и электромобилизировать весь московской автопарк, то пиковый спрос должен вырасти в полтора раза», - поясняет Александр Фролов. «Сейчас в Мосэнерго установлена мощность 12 гигаватт, а пиковый спрос в столице – 17 гигаватт. За счет каких мощностей он будет удовлетворяться?».
«Хорошо, что государство развивает «гибридное» направление, плохо, что делает оно это не системно. Необходимо создать полную цепочку формирования стоимости. Сделать так, чтобы были не просто планы: «Что мы хотим», а список: «Что нам для этого надо», - заключает эксперт.