26 июня 2024 14:28
читать 23 минуты

«Дженерики позволяют инвестировать в инновационные разработки» - гендиректор фармпроизводителя «ВЕРТЕКС»

Петербургский фармацевтический производитель «ВЕРТЕКС» к концу 2024 года планирует ввести в эксплуатацию первую очередь нового объекта в особой экономической зоне «Санкт-Петербург» на участке «Новоорловская», где в перспективе будет производиться косметическая и лекарственная продукция. В преддверии события специальный корреспондент Mashnews пообщался с генеральным директором компании Георгием Побелянским.

Бизнес в цифрах

- Начнем с цифр. Сколько вы производите упаковок продукции ежемесячно/ежегодно?

- У нас около 400 наименований продукции, включая порядка 280 позиций лекарств с учётом разных фасовок и дозировок, косметические средства, биологически активные добавки собственных брендов. В среднем выпускаем 11 млн упаковок продукции в месяц, 135 млн упаковок произвели в прошлом году. Более 90 % этого показателя – лекарства.

- Сколько у вас патентов?

- 18 патентов на изобретения и полезные модели для лекарственных средств.

- Какая доля лекарств компании относится к жизненно необходимым и важнейшим лекарственным препаратам (из перечня ЖНВЛП)?

- Около 74 % в объеме продаж лекарств компании в натуральном выражении в 2023 году и 76 % по итогам 5 месяцев нынешнего года.

- Сколько средств вы вложили за последние пять лет в развитие компании?

- Около 6 млрд рублей – инвестиции в объекты компании на территории особой экономической зоны «Санкт-Петербург». Частично это заемные средства. Около 30 % вложений пришлись на реализацию проекта второго объекта компании. Идёт завершение строительства его первой очереди.

- Когда планируете окупить вложения?

- По бизнес-плану срок окупаемости проекта второго объекта с учетом трех очередей составит 12,5 года.


Фармрынок «под микроскопом»

- А какой ваш самый продаваемый препарат?

- Номер один по объему продаж в упаковках – это кардиопрепарат с действующим веществом бисопролол. Но с точки зрения маржинальности мы получаем с него минимум. Потому что он входит в перечень жизненно необходимых и важнейших препаратов, цены на которые контролирует государство. Для потребителя это хорошо, но для производителей иногда проблема, так как ряд лекарств в итоге может быть нерентабельно производить, и они исчезают из аптек.

- Какие еще есть проблемы в отрасли?

- Основная проблема, как ни тривиально, – деньги. Если хочешь развиваться, надо постоянно вкладываться. А у фармпроизводителей много дополнительных затрат на ведение бизнеса.

Другая проблема нынешнего рынка – это нехватка рабочих рук и, как следствие, постоянный рост заработной платы линейного персонала, который иногда опережает уровень компетенций. Сейчас очень не хватает сотрудников с рабочими специальностями вроде инженеров, аппаратчиков. В ИТ та же история. У нас, например, нехватка в департаменте информационных технологий ровно 50 % от нужного количества штата.

- За счет чего развивается рынок?

- Если оценивать показатели в упаковках, на рынке тенденция стагнации, но в целом это его обычное состояние с незначительной динамикой. Чтобы он стремительно развивался, нужны масштабные изменения вроде существенного прироста населения или, например, кардинальная перестройка в потреблении продуктов питания. Сейчас же рынок расширяется в основном за счет добавления к тому, что уже есть, - новых продуктов, их действий. Например, пробиотиков для защиты ЖКТ после приема другого препарата и тому подобного. Ещё есть тенденция роста рынка БАД. Компании активно промотируют эту историю, и люди, которые раньше были скептически настроены в отношении таких продуктов, теперь начали им больше доверять. Ещё взлетел объем покупок на маркетплейсах.

- А какая доля рынка сейчас у «ВЕРТЕКСА» и какую вы бы хотели занять?

- Глобально доля рынка для нас – это скорее показатель нашего влияния на него. Мы не гонимся за цифрами, есть планы товарооборота, маржи и прочего, но в компании никто не получает мотивацию за достижение показателей доли рынка. Мы занимаем 4,5 % в России на коммерческом (аптечном) рынке среди локализованных фармпроизводителей по итогам 2023 года. А среди всех, включая иностранных, примерно 1,8 %.

Работники инновационно-производственного комплекса «ВЕРТЕКС». Фото: пресс-служба компании «ВЕРТЕКС».

Векторы развития компании и рынка

- В каких направлениях вы развиваетесь?

- Компания расширяет ассортиментный портфель постоянно и непрерывно. На стадиях разработки и регистрации более 100 продуктов, из них 20 оригинальных комбинированных лекарств, порядка 70 дженериков и 11 косметических средств. Среди фармпроизводителей наше преимущество в равнозначных компетенциях по направлениям лекарств и косметики. Кроме этого, мы постоянно изучаем рынок дженериков – это, по сути, наш «хлеб», который позволяет инвестировать в инновационные разработки. (Дженерики – это копии оригинальных препаратов после истечения сроков их патентной защиты – прим. ред.) Также у нас есть несколько биологически активных добавок, работаем над созданием собственных косметических активов, которые ранее приходилось покупать в Европе. Это ингредиенты в составах косметических средств.

При этом фокус нашего внимания, конечно, направлен на развитие оригинальных препаратов, это основа для стратегического развития. Оригинальный препарат – это такая «твердая» вещь, которую трудно скопировать, она имеет фундаментальную ценность для любой компании, держит её на плаву. Каждый фармпроизводитель может выпускать дженерики, поэтому специализироваться только на них – очень рискованная позиция. В портфеле нашей компании есть лекарства с оригинальными комбинациями и в разработке - с оригинальными молекулами.

- Считается, что российские дженерики не такие эффективные по сравнению с западными оригиналами и дженериками, сделанными в других странах. Это правда?

- Дженерики обеспечивают доступность лечения во всем мире, поэтому выполняют социально значимую функцию. Производители оригинальных препаратов не могут покрыть потребности пациентов только ими, и после истечения патента у оригинального лекарства в любом случае появятся копии. Российские дженерики производят по тем же технологиям и из того же сырья, что и иностранные. И, поверьте мне, в России очень строгие требования к производству лекарств. Так что многие российские дженерики сегодня не только не уступают иностранным лекарствам по качеству, эффективности и безопасности, но даже могут их превосходить при условии соблюдения всех необходимых требований к производству и поставщикам фармсубстанций.

«ВЕРТЕКС» выпускает 11 млн упаковок в месяц

- Руководящий состав «ВЕРТЕКСА» спокойно обсуждает, что будет в 2030 году, хотя рынок и мир так быстро меняются. Как далеко по времени простираются планы вашей компании? Сколько лет уходит на разработку того или иного препарата?

- Разработка и вывод на рынок дженерика в среднем занимают три-четыре года. Это обусловлено тем, что он проходит через несколько стадий. Среди них отработка состава и действия – могут проводиться сравнительные исследования с оригинальным препаратом, для некоторых лекарств также - исследования на биоэквивалентность, терапевтическую эквивалентность, потом несколько месяцев занимает регистрация готового продукта. На разработку и вывод препарата с оригинальной комбинацией уходит порядка восьми-десяти лет. Создание оригинального препарата (с оригинальной молекулой) может занять десять лет и более. Для обоих видов этих лекарств основная часть этого срока приходится на проведение нескольких фаз исследований. До того, как лекарство попадет на аптечную полку, проводится огромная работа. И только 50 % усилий - это разработка, регистрация и производство. Остальные 50 % - это работа с врачами, аргументация и подтверждение, что продукт эффективный, с клиническими исследованиями, в том числе повторными, работа с пациентскими сообществами. Врачи очень требовательно относятся к новинкам и, если рекомендуют препарат, значит, у производителя есть основательная доказательная база относительно его действенности.

- Что вы строите на Новоорловской площадке особой экономической зоны «Санкт-Петербург»?

- Сейчас мы достраиваем первую очередь второго объекта компании на участке «Новоорловская» ОЭЗ «Санкт-Петербург», которая представляет собой производственно-складской корпус. Туда будем переносить производство косметики. Дальше планируем производить лекарства. В перспективе инновационные. В бизнесе очень сложно предугадать, что будет востребовано через какое-то время. Например, когда мы строили первую очередь фармкомплекса рядом (вышли на площадку в 2013 году, запустили производство в 2015-м – пояснение спикера), у нас, конечно, был план всех трёх очередей. Когда мы поняли, что пора приступать к реализации второй и третьей, наступил 2018 год, и наше видение изменилось на диаметрально противоположное. Например, мы построили R&D-центр (research and development - исследования и разработки, термин) департамента управления продуктовым портфелем и второй склад, хотя планировали только научно-исследовательский центр. Когда думали о третьей очереди, предполагали, что сделаем там много офисного пространства, по факту получились в основном производство и лаборатории службы контроля качества. Хотя план сделать офис до сих пор есть - он предполагается в одной из очередей второго объекта, так как в здании на Васильевском острове нам тесно. Пока это планы на 2028-29 годы, но, возможно, что к этому моменту на объекте все будет в производственных цехах.


Влияние пандемии и санкций на работу производителя

- Пандемия и санкции как повлияли на вашу компанию?

- Пандемия дала весомый толчок. В основной список лекарств в первых версиях официальных рекомендаций Минздрава по лечению COVID-19 входили антибиотики, которые мы делаем, для борьбы с бактериальными осложнениями на фоне инфекции. Мы тогда в экстремальном режиме перестроили работу и в соответствии с потребностями населения в пять раз нарастили производство таких препаратов. В дальнейшем их исключили из основного списка, но они остались в последующих редакциях рекомендаций в схемах лечения внебольничной пневмонии. С санкциями вышло сложнее – здесь совсем другая история. К сожалению, в России нет производителей технологического оборудования для фарминдустрии. Поэтому мы закупали его в Европе у лучших проверенных поставщиков. А это компании из Италии и Германии. Когда из-за санкций всё прикрыли, пришлось искать производителей в России и Китае для изготовления изнашиваемых деталей и запчастей. На новом объекте мы планируем использовать только «Китай».

Инновационно-производственный комплекс «ВЕРТЕКСА» в ОЭЗ «Санкт-Петербург» на участке «Новоорловская». Фото: пресс-служба компании «ВЕРТЕКС»

- А где вы закупали субстанции и ингредиенты? Пришлось здесь переориентироваться?

- Для косметики большинство вспомогательных веществ также покупали в Европе. Когда пришлось менять вектор, мы переориентировались на другие страны. В числе основных поставщиков активных фармсубстанций (АФС) как были, так и остались Китай и Индия. А так как это дружественные страны, больших сложностей с закупками не было. Активно развиваются российские производители субстанций, с которыми работаем. Что-то продолжили покупать в Европе через измененную цепочку поставок. Но самые значительные сложности были и остаются при закупках вспомогательных веществ, которые используют для производства лекарств.


Государство, деньги и конкуренты

- «ВЕРТЕКС» имеет небольшую долю на рынке государственных закупок. Почему не стремитесь на рынок госзаказов?

- Компания работает в основном на коммерческом рынке, где основной клиент – мы с вами. Это отражение специфики ассортимента. Госзакупки специализированных лекарств для лечения определенных заболеваний (онкологических, из перечня высокозатратных нозологий и др.) – это совсем другое направление, требующее крупных вложений и перестройки производства. «ВЕРТЕКС» готов идти навстречу в обеспечении потребностей государства и браться за проекты, но целесообразность участия в них зависит от возможностей производства компании.

К слову, на XXVI Петербургском международном экономическом форуме в 2023 году «ВЕРТЕКС» подписал соглашение о сотрудничестве с Санкт-Петербургом при реализации инвестпроекта «Фармреновация и импортозамещение». Оно предусматривает инвестиции со стороны компании в размере не менее 2 млрд рублей в развитие собственных мощностей. В рамках проекта планируется создать в течение 5 лет не менее 500 новых рабочих мест.

- Вы перестали предоставлять свою финансовую отчётность в открытом доступе. С чем это связано?

- Компания продолжает предоставлять все виды отчётности, которые предусмотрены нормами российского законодательства, своевременно и в полном объеме. Для лиц, у которых есть право на её получение, она доступна.

- А как работает патентное право? И можно ли продлить патент после его окончания, чтобы не дать конкурентам занять долю рынка?

- Обычно срок патента - около 15 лет. Продлить можно, но сложно: нужно доказать, что мы что-то доработали, добавили, обнаружили новое действие продукта. Если бы патент выдавался бессрочно, а не на 20-25 лет, как для оригинальных лекарств в России, не появлялись бы их дженерики и были бы высокие цены на препараты в условиях монополии. Людям приходилось бы их покупать, потому что других вариантов нет. Но тот, кто создал оригинал, обычно не страдает – за срок действия патента он успевает «примелькаться» населению и врачам, так что всё равно за ним остаётся основная доля рынка, даже когда копии начинают составлять конкуренцию. Бессрочно можно зарегистрировать торговые марки - после истечения срока действия свидетельств продлевать его. 

Фармкомпания изнутри: технологии и инновации

- У «ВЕРТЕКСА» есть две основные локации в Петербурге – на Васильевском острове, где «обитают» менеджеры, маркетологи, финансисты и др. и в ОЭЗ «Санкт-Петербург» на участке «Новоорловская», где располагается инновационно-производственный комплекс. Как удаётся лавировать между площадками и используете ли делегирование функций?

- У меня порядка 12 прямых подчиненных руководителей, которые отвечают за разные направления работы. У них достаточно широкий круг полномочий, ответственности и обязательств. Если каждый будет ждать, что на любой вопрос буду давать ответ я, то люди разучатся принимать самостоятельные решения, что губительно для компании. Она крупная, и мне просто не успеть за всем уследить. Сейчас в «ВЕРТЕКСЕ» работает больше 2000 сотрудников. Это квалифицированные профессионалы, которые в определённых вещах куда более компетентны, чем я, так как у меня другие функции и задачи. За мной решающее слово, но приходят к решению и его обоснованию руководители направлений.

Инновационно-производственный комплекс «ВЕРТЕКСА» в ОЭЗ «Санкт-Петербург» на участке «Новоорловская». Фото: пресс-служба компании «ВЕРТЕКС».

- Сколько из этих двух тысяч человек заняты непосредственно на производстве?

- Около половины относится к производству, в офисе свыше 530 сотрудников, в департаменте качества – 290, «полевых» сотрудников – 160, в департаменте управления продуктовым портфелем работают 145 человек. С учетом службы складской и транспортной логистики и отдела снабжения (к ним также относятся офисные работники) производственный департамент насчитывает свыше 1000 человек.

- Какие передовые технологии используете?

- У нас есть технологии работы с комбинированными препаратами, защищающие от образования примесей. Отработаны собственные технологии пролонгирующего действия ряда препаратов в организме человека. Запущена клеточная лаборатория для экспериментальной базы. Компания активно использует инструменты бережливого производства. Среди них «8 видов потерь», быстрая переналадка, система организации рабочего места 5С, стандартизированная работа, балансировка процессов. Некоторые процессы стараемся цифровизировать – например, подавать идеи через чат-бот, использовать ассистента для снижения количества переоснасток оборудования при планировании.

Также с 2022 года компания активно реализует проект по импортозамещению расходных материалов и деталей для оборудования – их разработку и покупку у российских и китайских производителей. Зачастую эти компоненты качественней оригинала, так как в процессе эксплуатации наши специалисты выявляют технические нюансы и особенности материалов, которые можно предусмотреть при создании деталей для замены. Эффект от проекта составляет 15 млн рублей. Сейчас в работе семь годовых проектов по повышению эффективности производства. В них находят активное применение подходы и инструменты, которые были отработаны в нацпроекте «Производительность труда».

В компании есть программа поощрения хороших идей и рационализаторских предложений «Моя идея». Была перезапущена в мае 2020 года. На данный момент подано более 2270 идей, реализовано более 800. Экономический эффект превысил 28 млн руб.

- Какие инновационные продукты вы планируете выпускать на рынок помимо имеющихся в портфеле оригинальных комбинированных лекарств?

- Разрабатываем оригинальные препараты в сфере гастроэнтерологии. С Центром Алмазова сотрудничаем по созданию оригинальных комбинированных лекарств для применения в кардиологии. Срок вывода на рынок будет зависеть от прохождения предшествующих стадий, среди которых клинические исследования.

СПРАВКА MASHNEWS

В конце 2024 года исполнится 25 лет с даты основания фармацевтической компании «ВЕРТЕКС», она зарегистрирована в 1999 г. в Санкт-Петербурге. В 2003 г. компания получила первую производственную лицензию и начала выпуск продукции. Георгий Побелянский с 2012 года возглавляет «ВЕРТЕКС». С тех пор многое изменилось:

  • построен фармкомплекс площадью 56,5 тысячи кв. м
  • количество позиций продукции в портфеле выросло более чем в три раза, как и штат компании 
  • выручка выросла более чем в девять раз
  • с 2016 по 2022 год компания вывела на рынок шесть оригинальных комбинированных препаратов, которые не имеют аналогов
  • развивает свои косметические бренды и в 2022 вывела на рынок новую линейку средств для сухой и атопичной кожи
  • в 2020 году «ВЕРТЕКС» включён в число системообразующих организаций Петербурга и России
  • помимо России продукция компании на данный момент представлена в Беларуси, Казахстане, Армении, Киргизии, Узбекистане, Азербайджане, Таджикистане, Монголии, Туркменистане и Грузии.
Теги:
Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
специальный корреспондент