«Газпром нефть» выпустила первую партию российского экологичного авиационного топлива
Разработкой отечественного SAF-топлива занимались специалисты технологического центра промышленных инноваций «Газпром нефти» в Санкт-Петербурге. Состав нового продукта соответствует среднесрочным экологическим стандартам для международных авиаперевозок.

Иллюстративное фото: «Газпром нефть».
В основе собственной технологии «Газпром нефти» – синтез сложных эфиров из возобновляемого органического сырья под воздействием водорода. В результате из отработанного фритюрного масла и животных жиров специалисты компании получают биокомпоненты, по эксплуатационным свойствам сопоставимые с традиционным авиатопливом и обладающие повышенными экологическими характеристиками.
Выпуск российского SAF-топлива является частью комплексной программы «Газпром нефти» по развитию низкоуглеродных решений для транспорта.
- SAF (sustainable aviation fuel) – авиационное топливо с низким углеродным следом, произведенное на основе сложных эфиров и жирных кислот. Применение SAF позволяет сократить до 80% выбросы парниковых газов при авиаперевозках.
Начиная с 2023 года на базе научно-исследовательского центра были созданы и запатентованы инженерные решения по переработке масложирового сырья в компоненты моторных топлив нового поколения. Благодаря этому «Газпром нефть» первой в российском судоходстве начала заправку морского транспорта биотопливом с низким углеродным следом.
Первая партия российского авиационного SAF-топлива – результат эффективной работы команды специалистов «Газпром нефти», рассказал начальник коммерческого департамента «Газпром нефти» Леван Кадагидзе.
«Профессиональные компетенции наших ученых, инженеров и лаборантов, их многолетний опыт и стремление к изучению инноваций позволили создать уникальные для отрасли решения по выпуску сначала экологичного судового топлива, а теперь биотоплива для самолетов. Следующим шагом по внедрению российского SAF-топлива станут лабораторные и стендовые испытания в ведущих авиационных институтах страны».
Партнером проекта «Газпром нефти» по производству моторных топлив с низким углеродным следом и поставщиком биокомпонентов выступает Ассоциация специалистов и предприятий в сфере переработки масложировых отходов (АПМО). В рамках Петербургского международного экономического форума в 2025 году было подписано двустороннее соглашение по развитию в России единой инфраструктуры по сбору и переработке растительного сырья и формированию ресурсной базы, необходимой для промышленного производства экотоплив.
По данным авиакомпании Finnair, SAF составляет лишь очень небольшую часть от общего объема керосина, используемого коммерческими авиакомпаниями и исчисляемого миллионами тонн. Более широкое использование SAF в авиации в настоящее время ограничено его ценой и доступностью. SAF в два-три раза дороже обычного реактивного топлива, а затраты на топливо ― самые существенные затраты любой авиакомпании.
В 2024 году на долю SAF пришлось лишь около 0,46% от общего потребления топлива Finnair.