Газ вместо денег. «Росатом» ищет способ расчета за турецкую АЭС в обход санкций
Россия может использовать газ для оплаты работ на АЭС «Аккую», которую строит госкорпорация «Росатом» в Турции. Из-за санкций денежные переводы между странами стали проблемой. Выход – альтернативные схемы расчетов, в том числе бартер.
РФ ведет переговоры об использовании природного газа для оплаты строительства атомной электростанции в Турции – как альтернативы международным переводам, которые задерживаются санкциями. Об этом 11 февраля сообщил Bloomberg со ссылкой на свои источники.
По данным агентства, Россия может взять на себя часть расходов на строительство АЭС «Аккую» стоимостью 20 млрд долларов. «Росатом», который реализует этот мегапроект, выплатит эквивалентную сумму в рублях «Газпрому», а тот, в свою очередь, вычтет ее из ежемесячного счета Анкары за импорт топлива.

Трудности перевода
Ни «Росатом», ни «Газпром», ни сама АЭС «Аккую» не находятся под санкциями. Однако иностранные банки опасаются штрафных мер со стороны США и задерживают платежи. Как писала 2 февраля The Wall Street Journal, в американском банке JPMorgan остаются замороженными 2 миллиарда долларов, которые Россия перевела Турции за «Аккую».
Ввод в эксплуатацию первого из четырех реакторов станции теперь может быть перенесен на 2026 год с запланированного на данный момент 2025 года, сообщает Bloomberg со ссылкой на турецких чиновников.
«Основная проблема в том, что «Росатом» не может вывести из России деньги, чтобы оплатить работу строителей, которые возводят атомную электростанцию в Турции. Раньше эти платежи проходили через «Газпромбанк», но, когда он попал под санкции США, переводить через него деньги стало невозможно. Что предлагается: «Газпром» - как крупнейший поставщик газа в Турцию - получает там деньги от турецких компаний за свои энергоресурсы и передает их строителям АЭС. А «Росатом», в свою очередь, здесь, в России, отдает газовому холдингу эту же сумму в рублях», - пояснил Mashnews ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.
По его словам, большой вопрос, согласится ли на такую схему «Газпром», заинтересованный в получении именно валютной выручки. Вероятно, «Росатому» придется лоббировать этот вопрос на уровне руководства страны. Но даже если сейчас его удастся решить, то дальнейшая судьба проекта с точки зрения взаиморасчетов остается неясной.
«Росатом» строит за рубежом огромную дорогую атомную электростанцию, сам ею владеет и сам будет эксплуатировать. И тогда вопрос – как он собирается получать деньги от работы АЭС и заводить их в Россию, если уже сейчас не может производить оплату? В обратном направлении же тоже будут проблемы», - рассуждает Игорь Юшков.
По мнению эксперта, эти вопросы необходимо поднимать «на политическом уровне» и создавать какой-то канал взаиморасчетов между странами, который будет надежно работать в текущих условиях.
Проще рассчитаться золотом
Неправильно, когда одна коммерческая корпорация «закрывает дыры» другой, уверен вице-президент научно-экспертного совета Национальной Ассоциации СПГ, член экспертного совета Российского газового общества Александр Климентьев. Обсуждаемые расчеты с использованием газа будут дольше по времени и дороже, чем другие возможные варианты взаимодействия.
«Все будут понимать, что такие товарные расчеты ведутся не от хорошей жизни, а значит, можно требовать дисконта. То есть те, кто будет к схеме подключен – и российские, и турецкие компании, будут этим пользоваться и просить дополнительные преференции», - пояснил собеседник Mashnews.
Со своей стороны, американцы могут попытаться помешать реализации предлагаемой схемы расчетов с использованием российского газа.
«Как именно – не знаю, придумывать не хочу. Они люди творческие, и наверняка какие-то действия будут предприниматься – заявления, угрозы вторичных-третичных санкций», - говорит Александр Климентьев.
По его мнению, наилучшим выходом в условиях санкционного давления может стать переход на расчеты в национальных валютах. Однако, несмотря на все заявления по этому поводу, дедолларизация по-прежнему не работает.
К перспективе использования бартерных расчетов между странами по принципу «газ вместо денег» эксперт относится скептически.
«Если у нас страны дружественные – зачем городить огород в виде бартерных схем и скатываться в каменный век? Есть совершенно четкая история, которая используется и пропагандируется – это переход на расчеты в нацвалюте. В крайнем случае, есть золото – всем понятный платежный инструмент. Гораздо проще взять золото на эквивалентную сумму и перевести самолетом, а не качать этот газ месяцами. Тем более что мощности по перекачке газа тоже ограничены», - отметил Александр Климентьев.
Бартерные сделки возможны в виде исключения, но точно не могут стать трендом, уверен эксперт.
«Бартер – хорошая рабочая схема»
Другое мнение у первого заместителя председателя комитета Госдумы РФ по энергетике, президента Российского газового общества Павла Завального, который считает бартер возможным способом взаимных расчетов с дружественными странами.
«Хорошая рабочая схема оплаты натурально, бартером, в условиях ограничения платежей в валюте. Очень хорошее предложение и решение, если оно будет принято», - прокомментировал он Mashnews.
Похожую позицию озвучил заместитель председателя Комитета Госдумы по энергетике Юрий Станкевич. «В любви и на войне все средства хороши» - именно этой многовековой мудростью России следует руководствоваться в современных условиях», - заявил собеседник Mashnews, комментируя обсуждаемые варианты оплаты строительства АЭС «Аккую» с помощью природного газа.
Он подчеркнул, что Россию пытаются выдавить с международных рынков, а поскольку барьеры на пути поставок оборудования и технологий, физического ограничения экспорта российских энергоносителей не оказали разрушающего воздействия, пытаются задействовать банковский сектор.
«Мы должны быть хитрее наших агрессивных оппонентов и просчитывать развитие событий на несколько шагов вперед. Попытка снизить в цепочке «товар - деньги - товар» влияние финансовых операций абсолютно оправдана и не нова. Аналогичные подходы применялись в современной истории многократно, в том числе при расчетах за российские углеводороды со странами АТР. И говорить о наличии тренда уместно», - пояснил Юрий Станкевич.
Безусловно, схема с вовлечением в расчеты вокруг атомной станции природного газа имеет издержки, прежде всего, временные, но снижает риски блокировки средств на счетах банковских организаций, добавил он.
«Участникам процесса с обеих сторон (России и Турции) не следует раскрывать данные об объемах денежных средств, которые будут задействованы в обороте с привлечением поставок природного газа, но, очевидно, что, исходя из заявленной стоимости АЭС, речь идет, как минимум, о сотнях миллионов долларов», - заявил Юрий Станкевич.
В пресс-службе «Росатома» отказались комментировать информацию, опубликованную Bloomberg. В «Газпроме» запрос Mashnews оставили без ответа.
СПРАВКА MASHNEWS
- АЭС «Аккую» — первая атомная электростанция, строящаяся в Турции. Соглашение о реализации проекта заключено между РФ и Турцией 12 мая 2010 года. АЭС будет состоять из четырех энергоблоков с реакторными установками мощностью 1200 МВт каждая. Планируется, что после ввода в эксплуатацию АЭС будет вырабатывать около 35 млрд киловатт-часов в год и покроет до 10% потребности Турции в электроэнергии.
- Россия является крупнейшим поставщиком газа в Турцию, обеспечив 42% всего импорта в 2023 году, согласно данным турецкого Агентства по регулированию энергетического рынка. В 2024 году РФ сохранила позицию основного поставщика природного газа, нефти и нефтепродуктов в Турцию.