«ГАЗ» переходит на газ: анонсирован грузовик, работающий на СПГ
В Петербурге показали тягач Valdai 45 LNG с двигателем, работающем на крио-газе. Продажи начнутся уже в следующем году. Перспективы у новинки есть, правда, с рядом оговорок.

Пока речь идет только о прототипе: именно его продемонстрировали на СПГ-форуме в Санкт-Петербурге, сообщает телеграм-канал «Грузовики и вообще». Но путь от прототипа до серийного производства в данном случае должен быть недолгим: старт продаж, объяснили на форуме создатели «Валдая», намечен на 2026 год.
Появление такой версии тягачей у ГАЗа (вернее, «Нижегородских грузовых автомобилей») не вызывает удивления, грузовики, работающие на сжиженном природном газе (СПГ, или LNG, также его называют крио-газом или охлажденным метаном) – новый тренд, характерный практически для всех производителей грузовой техники. Как минимум, по одной причине: эксплуатация таких машин существенно дешевле, чем дизельных. Есть и экологический момент – выбросы сажи у крио-грузовиков на 99% меньше чем у дизелей класса Евро-6.
Впрочем, все не так гладко, как кажется на первый взгляд.
«Сама технология LNG требует определенных перемен, - говорит независимый автоэксперт Алексей Кованов. - Помимо собственно топливной аппаратуры и топливной системы, нам нужно двигатель перевести с воспламенения от сжатия, то есть с принципа дизеля, на принудительное воспламенение. Для этого необходимо уменьшить степень сжатия, установить систему зажигания и заменить цилиндропоршневую группу».
Кроме того, отмечает собеседник Mashnews, природный газ – это, как правило, метан, охлажденный до минус 162 градусов по Цельсию, и для его хранения требуются особые баки.
«На «Валдае» это крио-баки китайского производства – как правило, емкости объемом 530 литров. Чаще всего их устанавливают в двух экземплярах, что позволяет грузовику проехать 1,5 тыс. км», - поясняет эксперт.
То есть, с одной стороны, автопоезд может покрыть довольно внушительные расстояния, с другой стороны - структура крио-заправок в России не сильно развита. Кроме того, грузовики такого типа не выдерживают долгой стоянки, потому что природный газ улетучивается в атмосферу.
Есть еще один момент: машины, работающие на LNG, стоят дороже дизельных. При стоимости условного «дизеля» 9 млн., крио-грузовик будет стоить 12 млн. «При этом «Газпром» несколько лет назад говорил, что расходы на топливо при переводе парка на LNG уменьшаются в два раза, а общие эксплуатационные расходы на 40%», - напоминает Алексей Кованов.
При всех минусах новый «Валдай» может оказаться очень хорошим инструментом для тех компаний, у которых хорошо отлажена логистика и четко выстроены маршруты, приходящиеся на крупные магистрали, где есть крио-АЗС: от условной Москвы до условного Петербурга и от условной Москвы до условной Казани их достаточно, заключает эксперт.