02 июня 2023 11:14
читать 9 минут

Финский судовладелец готов помириться с "Карельским окатышем"

Крупнейшая промышленная компания Карелии требует в российском суде запретить финской судоходной компании рассматривать их спор в Лондоне. Но стороны готовы заключить мировое соглашение. Бизнес с обеих сторон думает, что будет после того, когда конфликты закончатся.

Петрозаводск вместо Лондона

Арбитражный суд Республики Карелия 8 июня рассмотрит дело по иску АО «Карельский окатыш» о запрете финской судоходной компании ESL Shipping OY рассматривать спор в иностранном арбитраже.

ESL Shipping OY имела контракт на перевозку грузов «Карельского окатыша» (входит в холдинг «Северсталь»). Однако с конца февраля прошлого года бенефициарный владелец карельского железорудного гиганта Алексей Мордашов находится под санкциями ЕС. В связи с этим финский перевозчик не доставил очередную партию окатышей.

«Так как судовладельческая компания понесла расходы за несовершенную перевозку, выгрузку и хранение товара, компания подала иск к АО »Карельский окатыш« для возмещения этих расходов в Лондонскую ассоциацию морских арбитров», — рассказала MASHNEWS официальный представитель ПАО «Северсталь» Анастасия Мишанина.

Но вести тяжбу на территории Великобритании «Карельский окатыш» сейчас не может.

«В условиях санкций АО »Карельский окатыш« испытывает процессуальные и формальные трудности, фактически лишено возможности защищать свои права и законные интересы в арбитраже страны ЕС», — сказала Анастасия Мишанина.
«Для обеспечения своего права на справедливое и эффективное судебное разбирательство в условиях санкций АО »Карельский окатыш« подало исковое заявление в Арбитражный суд Республики Карелия о запрете ESL Shipping OY рассматривать спор в иностранном арбитраже», — пояснила она.

Иск был подан 22 февраля 2023 года. Третьей стороной по делу стал Минюст России. Заседания несколько раз переносились. 8 июня стороны снова соберутся в суде — они собираются заключить мировое соглашение. Его детали в компании не раскрывают.

Сам факт того, что стороны смогли прийти хоть к небольшому, но компромиссу в нынешних условиях, кажется экспертам показательным.

СПРАВКА MASHNEWS:
АО «Карельский окатыш» приватизировано в 1993 году, с 1999 года входит в состав холдинга «Северсталь». В 2021 году выручка предприятия составила 160,1 млрд рублей, чистая прибыль — 97,2 млрд рублей, размер активов оценивается в 120,6 млрд рублей. Градообразующее предприятие для города Костомукши, где проживает 26 тыс. человек.

ESL Shipping начала работу в 1949 году. Входит в финский концерн Aspo Plc. Флот ESL Shipping (вместе с дочерней шведской компанией) состоит из 40 судов с общим дедвейтом 420 000 тонн.

Целесообразность против эскалации


Фото: kostomuksha-city.ru

До 2023 года «Карельский окатыш» имел тесные связи с Финляндией. Горно-обогатительный комбинат, где ведётся добыча руды, расположен вблизи Костомукши, это около 30 км от границы с Финляндией. До Петрозаводска от Костомукши почти 500 км.

Сам комбинат строили силами всесоюзного предприятия «Проммашимпорт» и финского акционерного общества «Финн-строй».

Долгое время главной статьёй экспорта Карелии были окатыши. В 2020 году на них приходилось 42,5% от всей экспортной выручки. Для сравнения: доля продукции целлюлозной промышленности составляла 24%.

Ограничения, вызванные санкциями, сказались на объёме производства. К январю 2023 года, по данным Карелиястата, снижение выпуска изделий из чёрного металла в регионе достигло 33,7%. Тем не менее «Карельский окатыш» продолжает реализовывать инвестпрограммы и сохраняет все социальные проекты.

В 2022 году экспорт российской продукции в Финляндию снизился в целом на 28%, импорт упал на 44%. Итоги первого квартала 2023 года показывают — снижение оборота продолжилось. Экспорт относительно начала 2022 года упал на 85%, импорт — на 76%. Об этом сообщил MASHNEWS партнёр консалтинговой компании Kasatkin Consulting Дмитрий Касаткин.

«Сейчас мы по-прежнему находимся на стадии эскалации геополитической напряжённости, ещё не все санкции введены, не все ответные меры приняты. Мы столкнулись с беспрецедентной по масштабу изоляцией со стороны Запада. Помимо санкций и ограничений, многие собственники иностранных компаний и их менеджмент самостоятельно принимают решение ограничить работу бизнеса в РФ и с контрагентами из РФ для снижения репутационных рисков», — отметил Касаткин.

Однако, по мнению эксперта, долго так продолжаться не может.

«Уверен, что градус напряжённости не может поддерживаться на том уровне, на котором он сейчас, плюс уже появляются лазейки, и бизнес всё активнее начинает ими пользоваться для продолжения работы с западными контрагентами. Безусловно, к уровням 2021 года экономической интеграции мы не вернёмся ещё долго, но то, что будет определённое восстановление в течение ближайшего года-двух, — это точно. Экономическая целесообразность всегда берёт верх над геополитикой на долгосрочных дистанциях», — сказал Дмитрий Касаткин.

Вагоны возвращаются


Фото: Li Jizhi / Zuma / ТАСС

Пример того, как компромиссы побеждают санкционные войны, — история с вагонами, которые были арестованы в Финляндии.

О задержании более чем 800 железнодорожных вагонов стало известно в мае прошлого года из расследования финской газеты Helsingin sanomat.

Однако уже в ноябре 2022 года, по данным Торгового представительства России в Финляндии, вагоны стали возвращать России. Причина меркантильна — финские компании несли большие затраты при хранении российского имущества.

Среди арестованной продукции были и окатыши. Вес — 261 тысяча тонн, приблизительная цена — 39–45 тысяч евро. Судьба этой партии пока туманна.

Китай далеко, Запад близко


Фото: severstal.com

Второй год внешнеэкономическая деятельность российских компаний перестраивается на Восток.

«Доля стран Европейского Союза во внешнеторговом балансе России уменьшилась с 55% в 2014 году до 25% в 2022 году. Вместе с тем удельный вес Китая вырос с 10% до почти 30% в первом квартале 2023 года. В условиях санкционной политики западных стран и возможности полного запрета на экспорт товаров (смены подхода к санкционному режиму) в российскую экономику одно из наиболее перспективных направлений — развитие партнёрских отношений со странами ЕАЭС, БРИКС, ШОС и Центральной Азии», — сказал MASHNEWS доцент Департамента экономической теории, ведущий научный сотрудник Института исследований международных экономических отношений Финансового университета при Правительстве РФ Дмитрий Морковкин.

Если регионы центральной России экономический разворот на Восток совершили относительно быстро, то субъектам Северо-Запада перестроиться сложнее — они в большей степени ориентировались на Европу, а до Азии — гигантские расстояния.

«Предприятия европейской части России, ориентированные на экспорт на Запад, пострадали сильнее всех, и в качестве ответа на происходящее им, безусловно, необходимо активно участвовать в развитии альтернативных логистических направлений: Север-Юг, Северный морской путь и Транссибирская магистраль», — говорит Дмитрий Касаткин.

«Но в стратегиях долгосрочных надо быть готовыми к возврату на традиционные для себя рынки с простой логистикой, так как часть компаний продолжают работать с теми же западными контрагентами, только с »усложнениями«, — пояснил эксперт.
Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Специальный корреспондент