Феррохром не ушел на экспорт. Простой Тихвинского ферросплавного завода может оказаться многомесячным
Тихвинский ферросплавный завод официально приостановил работу только на март 2024 года, но и в апреле может не заработать. Скопившийся на складах феррохром едва ли спасет завод от убытков, но может пригодиться российскому рынку, считают эксперты.
Производство на Тихвинском ферросплавном заводе. Фото: Yilmaden
В простой из-за санкций и пошлины
Тихвинский ферросплавный завод (ТФЗ, расположен в Ленинградской области, принадлежит турецкому холдингу Yilmaden) ушел в простой с 1 марта по 1 апреля 2024 года, 73 человека отправились в незапланированный отпуск с сохранением заработной платы в размере 2/3 от средней. Как рассказал Mashnews один из работников предприятия, никаких гарантий, что 1 апреля предприятие выйдет из простоя, никто не получил, а некоторые уже и вовсе перешли на Тихвинский вагоностроительный завод.
На то, что официальная приостановка производства будет продлена в апреле, также намекнул собеседник в правительстве Ленинградской области.
В комментарии от руководства ТФЗ для прессы, решение приостановить производство объясняется отсутствием финансирования и невозможностью осуществлять экспорт феррохрома. Внутри России предложение на рынке существенно превышает уровень спроса, а продолжать выгодно экспортировать продукцию заводу мешает вывозная таможенная пошлина на высокоуглеродистый феррохром, которая действует в России с 1 октября 2023 года.
Окончательный удар по предприятию нанес 12-й пакет санкций Евросоюза, введенный в декабре 2023 года и подразумевающий ограничение поставок из России сырья для производства стали. На экспорт у предприятия шло 95% произведенного сырья. За 2023 год экспортные поставки ТФЗ снизились более, чем на 60% относительно 2022 года, а объем производства упал почти на 25%.
Как отмечает промышленный эксперт, доктор экономических наук Леонид Хазанов, российский рынок ферросплавов перенасыщен, и не последнюю роль в этом могли сыграть заграничные поставщики, в частности из Китая, которые легко варьируют цены по своему усмотрению для усиления позиций. И если ТЗФ решит продать на внутреннем рынке свои складские запасы, то делать это придется по более низким ценам, чем изначально рассчитывал производитель. Размер дисконта остается только предполагать.
Осложняет возможную продажу и то, что кроме нескольких исключений большинство металлургических заводов, покупающих феррохром, географически находятся ближе к другому производителю - Челябинскому электрометаллургическому комбинату (ЧЭМК). К тому же у ЧЭМК продуктовая линейка шире: она включает в себя низко-, средне и высокоуглеродистый феррохром, тогда как у ТЗФ - только высокоуглеродистый.
Корпуса Тихвинского ферросплавного завода. Фото: Yilmaden
Зачем нужен феррохром
Главный металлург военно-промышленного холдинга «Кингисеппский машиностроительный завод» (КМЗ) Сергей Доильницин объяснил, что ферросплавы используются, чтобы улучшить характеристики металлов, к примеру, придать им антикоррозионные свойства или увеличить прочность.
Применяются они практически повсюду, начиная от нержавеющей посуды и столовых приборов до судостроения и станкостроения.
«В литейном производстве ферросплавы используются в качестве раскислителей и легирующих элементов для придания выплавляемым сплавам конкретных характеристик: прочностных, пластических, антикоррозионных, износостойких, жаропрочных и других определяемых разработчиком изделий. Применение легированных сплавов охватывает весь спектр жизнедеятельности человека: судостроение, энергетика, машиностроение, медицина, бытовые приборы и так далее», - сказал главный металлург КМЗ в беседе с Mashnews.
Тихвинский ферросплавный завод с 2013 года принадлежит турецкому холдингу Yilmaden. По данным СПАРК, среднесписочная численность ТФЗ в 2022 году составляла 531 человек, а чистая прибыль превысила 3 млрд рублей. Приобретение сделало турецкий холдинг четвертым по величине производителем в мировой отрасли хрома. После крупного пожара в 2015 году, фактически уничтожившего производство, туркам пришлось вложить 400 млн рублей, чтобы восстановить выпуск продукции в Тихвине.
После инвестиций проектная мощность предприятия выросла до 120 тыс. тонн феррохрома в год, но в 2023 году работало лишь 2 печи из 4.
Хром для ТФЗ поступал с хромового рудника в Актюбинской области Казахстана, который разрабатывался группой «Восход», также купленной турецким холдингом в 2013 году. Годовой объем производства хромовой руды «Восхода», по данным компании, составляет 1,3 млн тонн.
Хромовый рудник в Актюбинской области Казахстана. Фото: Yilmaden
Национализированные коллеги
Турецкий холдинг приостановил производство в Тихвине на фоне национализации более крупных производителей ферросплавов - АО «Челябинский электрометаллургический комбинат», АО «Серовский завод ферросплавов», АО «Кузнецкие ферросплавы». В феврале 2023 года суд удовлетворил иск Генпрокуратуры о незаконности приватизации заводов в 1990-х и решил вернуть их в пользу государства, забрав у предпринимателя Юрия Антипова.
В иске Генпрокуратуры кроме аргументов о незаконности приватизации также отмечалось, что речь идет о крупнейших в стране производителях ферросплавов, которые используются при изготовлении высококачественной стали для военной техники, жароупорных авиационных двигателей, ударопрочных стволов вооружений и бронебойных снарядов.
Дальнейшая судьба национализированных предприятий еще не решена. Среди возможных вариантов — передача активов «Ростеху», который будет должен привлечь «наиболее эффективного инвестора-партнера», сохранив за собой 25%. Этот партнер должен будет оплатить перенос вредного производства «Челябинский электрометаллургический комбинат» за пределы города, как того через неделю после известий о национализации потребовал президент РФ Владимир Путин.