21 июня 2024 14:15
читать 8 минут

ФАС хочет изменить ценообразование в гособоронзаказе

Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) предлагает изменить систему определения цены работ по гособоронзаказу. Это вызывает опасения у промышленников, так как новые подходы могут уменьшить авансирование предприятий, работающих с ГОЗ, говорит эксперт Mashnews.


ФАС РФ подготовила поправки в постановление правительства РФ от 2 декабря 2017 г. № 1465 «О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу». Сейчас документ размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов и проходит антикоррупционную экспертизу.

ФАС предлагает ввести метод индексации цены ранее поставленной продукции для единственных поставщиков. ФАС и Военно-промышленная комиссия становятся арбитром при спорах о цене госконтракта между госзаказчиком и единственным поставщиком. Также упрощаются вопросы документооборота.

Сейчас при определении цены госконтракта используется несколько методов: метод анализа рыночных индикаторов, метод сравнимой цены, метод индексации базовой цены и метод индексации по статьям базовых затрат. При невозможности использования рыночных индикаторов и сравнения цен  используется затратный метод – в этому случае цена единицы продукции формируется из расчета суммы всех планируемых прямых затрат на ее производство, накладных расходов и прибыли. Полученная сумма служит базой для определения суммы авансирования.

ФАС предлагает для единственных поставщиков заменить затратный метод на метод индексации цены ранее поставленной продукции. Этот метод предполагает, что госзаказчик будет брать за базис фиксированную цену поставки  продукции единственным поставщиком за прошлые годы, применяя к ней коэффициент-дефлятор.

«Наиболее существенные изменения, которые вводятся этими поправками, – метод индексации цены ранее поставленной продукции, но они коснутся исключительно единственных поставщиков. Цена на продукцию, поставляемую единственным поставщиком, в свою очередь имеет деление на цену, подлежащую регистрации в ФАС, и цену, не подлежащую такой регистрации. Фактически метод индексации цены ранее поставленной продукции применяется в настоящее время для продукции, цена по которой зарегистрирована в ФАС. Таким образом, этот проект постановления узаконивает существующую практику с тем дополнением, что он будет применяться и к продукции единственного поставщика, регистрация цены по которой не требуется», – объяснила Mashnews финансовый директор военно-промышленного холдинга «Кингисеппский машиностроительный завод» (КМЗ) Мария Милющенко.

Например, госзаказчик знает фиксированную цену на продукцию, по которой единственный поставщик ее реализовывал в 2023 г., он принимает эту цифру за базис при расчете цены контракта, заключаемого в 2024 г. Это будет фиксированная цена 2023 г., умноженная на коэффициент-дефлятор 2024 г, поясняет она.

«Полагаю, что, вводя метод индексации цены ранее поставленной продукции, органы власти преследует две основные цели – это оптимизация расходования бюджетных средств на авансирование контрактов с единственным поставщиком и упрощение порядка утверждения цены на продукцию и, как следствие, эффективное бюджетирование, поскольку этот метод будет применим только к серийной продукции единственного поставщика с циклом производства менее трех лет, где фактически процесс отлажен и понятен», – отметила финдиректор КМЗ.

Но тут есть минус в виде риска фактического недополучения авансирования единственным поставщиком от госзаказчика, так как коэффициент-дефлятор не всегда отражает реальную инфляцию по году, а затратный метод позволил бы сформировать цену контракта в реалиях настоящего времени, рассуждает Мария Милющенко.

Например, в 2022 году стоимость некоторых видов металла выросла в 2-2,5 раза, а при расчете цен по этому методу для 2022 года за базу принималась бы фиксированная цена поставки 2021 года, умноженная на дефлятор, который привязан к прогнозному уровню инфляции в РФ по данным Центробанка, это 4-6%. Стоит учесть, что растет не только стоимость материалов, но и размер заработных плат, спровоцированный кадровым голодом.

«Повлияет ли введение метода индексации цены ранее поставленной продукции на судостроение? Большие проекты рассчитаны на срок более трех лет и являются не потоковой историей, значит метод индексации цены ранее поставленной продукции к ним не применим. Но на малое судостроение это будет иметь влияние (скорее, негативное), по причине и без того скромной рентабельности по нему», – говорит эксперт.

Стоимость работ по госконтракту исполнитель может пытаться пересмотреть в большую сторону. В соответствии с 44-ФЗ «О госзакупках» можно увеличить цену в пределах 10%. В принципе возможно увеличить ее и выше, вопрос - насколько госзаказчика устроит обоснование исполнителя. В нормативных документах прописан целый ряд процедур: от простого взаимодействия «поставщик – Госзаказчик» до более сложного «поставщик – Госзаказчик – ФАС – Военно-промышленная комиссия». Не сумев договориться с заказчиком, многие предприятия предпочитают решать вопрос ценообразования в судах.

«Главное – это помнить о принципе, что ГОЗ не должен быть убыточным!» – призывает Милющенко.

Есть в предлагаемых ФАС поправках и не вызывающие вопросов предложения. Так, с 1 января 2026 года предлагается разрешить подавать документы в электронном виде на оптических носителях (CD-R) в форматах электронных копий и таблиц без бумажных копий.

«Планируемые поправки относительно документооборота будут распространяться на всех исполнителей ГОЗ и ГК, и это исключительно положительная тенденция, цифровизация взаимоотношений с госструктурами всегда продуктивно влияет на оперативность и эффективность взаимодействия. Флагманом цифровизации в России стала ФНС. Радует, что, опираясь на ее успешный опыт сейчас к ней подключаются и другие госструктуры», – говорит финдиректор КМЗ.

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
специальный корреспондент
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!