Фармпроизводители борются за название лекарства от тревожности
Компания «Дальхимфарм» через суд лишила российского конкурента права на выпуск препарата «Гидазепам». «Дальхимфарм» собирается сама наладить производство этого транквилизатора — лекарства от страха, тревожности и бессонницы. В российские аптеки такой же препарат поставляют из Казахстана, есть и украинский аналог.
Долгая субстанция
28 июля Суд по интеллектуальным правам досрочно прекратил охрану товарного знака № 178115 «Гидазепам», который принадлежал АО «Валента Фармацевтика» из Щёлкова. Формулировка — «в связи с неиспользованием».
Этого требовала одна из крупнейших на российском Дальнем Востоке фармацевтических компаний — ОАО «Дальхимфарм».
В суде представители компании «Дальхимфарм» заявили, что намерены наладить производство российского препарата «Гидазепам». Сроки не назвали. Из какой именно субстанции компания намерена производить препарат — не уточнялось.
АО «Валента Фармацевтика» тоже собиралось выпускать «Гидазепам». В декабре 2020 года оно подало в Минздрав заявку на государственную регистрацию препарата, потом направило документы для получения разрешения на проведение клинического исследования. Его выдали в июне 2021 года. Исследования проводились на здоровых добровольцах, часть из них принимала препарат, произведённый в Щёлково, другие — лекарство из Казахстана. Завершилось исследование в конце декабря 2021 года.
Пока «Валента Фармацевтика» тестировала препарат, товарным знаком на «Гидазепам» заинтересовались в «Дальхимфарме». В сентябре 2021 года компания направила АО «Валента Фармацевтика» письмо с предложением досрочно отказаться от товарного знака, не получила ответа и обратилась в Суд по интеллектуальным правам.
В первой инстанции суд «Дальхимфарму» отказал, мотивируя это тем, что «Валента Фармацевтика» как раз выводит на рынок свой препарат. Однако в апелляции дело было направлено на новое рассмотрение. И вот сейчас принято решение прекратить охрану товарного знака в связи с неиспользованием.
СПРАВКА MASHNEWS:
ОАО «Дальхимфарм» — это правопреемник Хабаровского Химфармзавода, созданного в 1939 году. Нынешнее юрлицо образовано в 1993 году. Выручка в 2021 году составила 2,5 млрд рублей, чистая прибыль — 299 млн.
АО «Валента Фармацевтика» зарегистрировано в 1994 году, выручка по итогам 2021 года оценивается в 16,5 млрд рублей, чистая прибыль — 5 млрд.
Замещение Украины
Фото: mos.ru
«Гидазепам» отпускается по рецепту, он применяется для лечения психических заболеваний. Крупнейшим производителем на постсоветском пространстве является украинская фармкомпания «ИнтерХим». Несколько лет назад она локализовала производство этого лекарства в Казахстане на базе компании «Вива Фарм».
У препарата есть несколько аналогов, например, «Дальхимфарм» производит «Диамидазепам». Сейчас в российских аптеках в основном можно найти российские аналоги или препарат из Казахстана.
Права на товарный знак «Гидазепам» были зарегистрированы ещё в 1999 году. Его владельцем был Научно-исследовательский институт фармакологии РАМН, в 2006 году права на знак получил Щёлковский витаминный завод. Потом этот завод был переименован в АО «Валента Фармацевтика».
На судебных заседаниях фармпроизводители из Щёлкова заявляли о том, что с отзывом товарного знака они категорически не согласны — компания вела разработку своего «Гидазепама», но не успела вывести его на рынок.
Самым сложным оказалось наладить производство субстанции с активным веществом. Договор на её разработку «Валента Фармацевтика» заключила ещё 21 декабря 2017 года с Усолье-Сибирским химико-фармацевтическим заводом. Предполагалось, что уже в мае 2018 года субстанция будет готова. Но по факту её разработка завершилась лишь три года спустя. 18 декабря 2020 года стороны подписали акт о том, что работы по договору наконец выполнены. Новую кристаллическую форму «Гидазепама», полученную на заводе, сразу же защитили патентом.
Как следует из судебных материалов, пробная партия препарата в количестве шести тысяч упаковок была изготовлена на базе Усолье-Сибирского химикофармацевтического завода.
В картотеке арбитражных дел спор значится завершённым, то есть «Валента Фармацевтика», по крайней мере, в этом судебном деле, обжаловать потерю товарного знака не сможет.
MASHNEWS направил запросы в ОАО «Дальхимфарм» и АО «Валента Фармкацевтика».
Знак без дела
Фото: Денис Абрамов / РИА Новости
«Суд установил, что производство ответчиком партии лекарственного средства и использование его для проведения клинических исследований на пациентах не может являться фактическим введением товара в гражданский оборот в объёме, достаточном для подтверждения использования товарного знака. Также суд обратил внимание на то, что ответчик приступил к разработке фармсубстанции только в 2017 году, в то время как принадлежащий ответчику с 2006 года спорный товарный знак был зарегистрирован ещё в 1999 году», — прокомментировал MASHNEWS решение по данному делу Ярослав Шеманин, старший юрист практики интеллектуальной собственности и товарных знаков «Пепеляев Групп».
«В банке решений Суда по интеллектуальным правам насчитывается более ста вступивших в законную силу решений по вопросу досрочного прекращения правовой охраны товарных знаков, зарегистрированных в отношении лекарственных препаратов», — подчеркнул Ярослав Шеманин.
Тот факт, что на рынке уже есть украинский и казахстанский препараты под названием «Гидазепам», судом не учитывался.
«Данных о споре между фармкомпанией из Казахстана, производящей »Гидазепам«, и российским производителем в настоящее время не имеется. Анализ норм международных договоров говорит о том, что, когда товарный знак является хорошо известным на определённом рынке и в среде потребителей, конкурирующий товарный знак не может быть зарегистрирован, а первичный сохраняет своё действие. Роспатент при рассмотрении заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания должен определять принципиальную возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности товаров конкретному производителю. В случае же обнаружения критериев однородности в регистрации товарного знака отказывают», — рассказала MASHNEWS Кристина Теслицкая, руководитель юридической практики JTLconsulting.
В мире однокоренных
Фото: Максим Богодвид / РИА Новости
Пока велась разработка российского «Гидазепама», АО «Валента Фармацевтика» зарегистрировало за собой ещё один товарный знак — «Гидепам».
Ещё до всех судебных разбирательств «Дальхимфарм» подал заявку на два товарных знака — «Гидазепан» и «Гидазипин». Суд пришёл к выводу, что оба этих названия до степени смешения напоминают «Гидазепам».
Судьба этих товарных знаков в судебном споре не рассматривалась. Однако если отечественный препарат всё же появится на рынке, то это может открыть путь к новым судебным искам.
«В некоторых странах может быть приветствована регистрация товарных знаков, схожих по звучанию с основным препаратом, поскольку это может помочь фармкомпаниям защитить свои бренды и предотвратить возможные попытки подделки или недобросовестной конкуренции. Однако в других странах такая регистрация может быть запрещена или ограничена, особенно если она может ввести в заблуждение потребителей или создать путаницу в отношении происхождения товаров. В целом, законодательство стремится балансировать между защитой прав владельцев товарных знаков и обеспечением честной конкуренции на рынке», — сообщила MASHNEWS Анна Яхаева, патентный поверенный, руководитель юридической компании «Яхаев Групп».
«Cходные до степени смешения товарные знаки в отношении однородных товаров регистрировать не допускается. Вместе с тем, существует понятие формантов, то есть словообразовательных элементов, которые часто употребляются в различных словах. В качестве примера можно привести формант »-цитин«, указывающий на быстродействие препарата (от латинского cito — быстро). Также можно привести пример с формантом »форте-«, означающим усиленное действие вещества (от латинского fortis — мощный). Такие форманты встречаются в принадлежащих разным лицам товарных знаках», — отметил Ярослав Шеманин.