07 марта 2023 13:45
читать 10 минут

Фанера вернулась в середину 2000-х. Вероятны банкротства

В 2023 году производство фанеры в России упадёт до уровня 17-летней давности. Это прогноз экспертов. Причина — обвал экспорта, на который приходилось до 70% российского производства. Если антироссийские санкции продолжат действовать, то фанерной отрасли не избежать банкротств.

Минус Европа и США

В 2022 году, по оценке аналитиков из Lesprom Network, российский экспорт фанеры уменьшился на 41%, до 2 млн кубометров. В денежном выражении экспорт упал на 39%, до $1,2 млрд.

Это при том, что в течение предыдущих пяти лет продажи за рубеж росли примерно на 4% в год. Главными покупателями российской фанеры были Европа и США: на них совокупно пришлось около 1,94 млн кубометров экспорта из 4,55 млн, которые в 2021 году произвели отечественные предприятия.

В 2022 году европейские поставки сократились на 56%, до 603 тыс. кубов (было 1,37 млн), американские — на 72%, до 161 тыс. кубов (было 575 тыс.).

Результат: падение производства фанеры в 2022 году на 28,8% против уровня 2021 года (до 3,24 млн м³; в январе 2023-го падение достигло 41,2%) и приостановка предприятий вследствие недозагрузки.

По словам Анатолия Фишмана, гендиректора крупнейшего в мире производителя фанеры, группы «Свеза», её мощности в прошлом году были недозагружены на 60–80%.

«Как и российский бизнес в целом, »Свеза« в 2022 году столкнулась с беспрецедентным внешним санкционным давлением. Введённые ограничения сказались на синхронизации продаж и поставок, стали недоступны многие привычные рынки сбыта, а устоявшиеся логистические цепочки оказались разорванными. Нам пришлось снизить объём работ на время поиска новых клиентов, а также прокладывать новые логистические маршруты», — комментируют в группе «Свеза».

Как сообщили в компании, сейчас все предприятия работают, «Свеза» «занимается поиском новых заказов из России и стран, не затронутых ограничениями». В частности, группа наращивает продажи на внутренний рынок, которые до этого составляли около трети её поставок.

Китай перехватил фанерную инициативу


Фото: Александр Рюмин / ТАСС

Заместить экспорт, переориентировавшись на отечественного потребителя, невозможно, считает гендиректор Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России (АМДПР) Тимур Иртуганов.

По оценке АМДПР, на экспорт до 2022 года шло почти 70% произведённой в стране фанеры.

«Быстро переориентировать на внутренний рынок или на Восток такие объёмы не получилось из-за сложностей с логистикой и грузоперевозками. Рынки Турции и Индии до сих пор фактически закрыты заградительными ввозными пошлинами», — сказал MASHNEWS Тимур Иртуганов.

Рост спроса на внутреннем рынке возможен, прежде всего, за счёт жилищного строительства, отмечает Алексей Богатырёв, генеральный директор Lesprom Network. Но в этой сфере отмечаются тревожные тенденции.

Основной потребитель пиломатериалов — индивидуальное жилищное строительство (ИЖС). В конце 2022 года там произошёл обвал: объёмы ввода ИЖС в ноябре 2022 года снизились втрое по сравнению с тем же месяцем 2021-го, а в декабре упали на 63%.

Ситуация в ИЖС будет зависеть от того, какие меры поддержки отрасли предложит государство, объяснил MASHNEWS Алексей Богатырёв.

Отчасти производителям фанеры удалось компенсировать потерю ставших «недружественными» рынков США и Европы, нарастив поставки в Азербайджан, Израиль, Египет, Китай, Турцию, Узбекистан и Саудовскую Аравию. В эти страны экспорт вырос на 31%. Но в натуральном выражении рост составил всего 134 тыс. кубов — это в 14,5 раза меньше, чем в 2021 году экспортировано в США и Евросоюз. То есть пока заместить получилось незначительную часть потерь.

Перспективны для российских производителей фанеры Египет и Ближний Восток, где идёт масштабное строительство, считает Алексей Богатырёв. Однако тут нужно учитывать конкуренцию со стороны других поставщиков: например, ОАЭ закупают китайскую фанеру, которая дешевле российской.

КНР производит около 58% всей фанеры в мире (показатель за 2020 год), уход РФ из США и Европы открыл китайским предприятиям возможность нарастить своё присутствие на этих крупных рынках.

«Россия потеряла очень большой объём экспорта, но замена ему в одночасье появиться не может. На планете больше нет таких рынков, как ЕС и США — они всегда были привлекательны для производителей. США — крупнейший потребитель пиломатериалов в мире, и они резко нарастили поставки из Китая вместо РФ», — говорит Алексей Богатырёв.

Российская фанера — сильный бренд

Фото: сайт группы «Свеза»

Проблема обостряется тем, что в последние годы сразу несколько компаний заявили о планах создать новые фанерные заводы и нарастить мощности уже действующих. Так, в 2021 году «Свеза» вложила 150 млн рублей в запуск на своей петербургской площадке производства нового продукта — большеформатной фанеры для автопрома и строительной отрасли.

В Башкортостане компания «ГазРесурс» в том же году открыла фанерный завод ООО «Башкирский лесъ» мощностью 6 тыс. м³ в год, инвестировав в его строительство 170 млн рублей.

Под Вологдой идёт оснащение оборудованием завода ООО «Плитвуд», который будет выпускать 180 тыс. кубометров фанеры в год. Это совместный проект АО «Череповецкий фанерно-мебельный комбинат» и ООО «УК »Вологодские лесопромышленники«, которые вложили в строительство предприятия 10 млрд рублей. Нынешним летом »Плитвуд« должен произвести первую партию фанеры.

В Омской области Segezha Group (входит в АФК «Система») обещает к концу 2024 году открыть завод на 200 тыс. кубов фанеры в год, вложив в проект около 20 млрд рублей.

«Как действующим, так и новым игрокам предстоит серьёзная работа по обустройству новых каналов дистрибуции, расширению географии продаж, выходу на новые продукты на основе фанеры на внутреннем и экспортном рынках. Логистика всё решает: найдётся дешёвый способ доставить продукцию конечному потребителю — будут продажи, и места всем хватит. Российская берёзовая фанера — это мировой, узнаваемый, сильный бренд. Она востребована на рынке, и спрос на неё будет сохраняться», — сказал MASHNEWS Игорь Новосёлов из Агентства лесопромышленной аналитики WhatWood.

По его мнению, перспективы отрасли в РФ будут зависеть от того, куда удастся доставить продукт с конкурентоспособными ценами. Это страны СНГ, Азии, Магриба и Ближнего Востока.

Надежда на господдержку


Фото: сайт АО «Череповецкий фанерно-мебельный комбинат»

Большого оптимизма по поводу ближайших перспектив отрасли эксперты не испытывают. Если в ближайший год не будут найдены решения о том, как помочь отрасли, то начнутся массовые банкротства.

Тимур Иртуганов уверен, что в сложившейся ситуации производителям фанеры не обойтись без помощи государства в освоении новых рынков. Помимо санкционных проблем, участники рынка столкнулись и с внутренними: в частности, с несовершенством портовой, железнодорожной и автотранспортной инфраструктуры. Вдобавок в 2021 году была прекращена адресная поддержка предприятий-экспортёров.

«В тот момент, когда российские производители больше всего нуждаются в деньгах, их лишают компенсаций за экспорт, поднимают цены на аренду делянок. Банки со второго полугодия 2022 года стали оценивать компании из лесопромышленного комплекса как рискованные активы и затягивать принятие решений по выдаче им кредитов и займов», — перечисляет проблемы Тимур Иртуганов.

В Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России прогнозируют дальнейшее падение производства фанеры: на 14% в 2023 году против показателей 2022-го. Это значит, что отрасль вернётся на уровень 2006–2007 годов.

По мнению Тимура Иртуганова, для поддержки лесной отрасли необходимо принять комплекс мер, АМДПР направила в Правительство РФ свои предложения на этот счёт.

Алексей Богатырёв считает, что восстановление объёмов выпуска фанеры зависит от того, как долго продлятся санкционные ограничения. Без американского и европейского рынков российским предприятиям будет крайне непросто вернуть прежний уровень производства.

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Cпециальный корреспондент