Фальсификат на рынке труб угрожает новым проектам в энергетике
Около 25% труб, применяемых в России – подделка. Эта проблема несет большие риски для новых инфраструктурных проектов в энергетике. Но бороться с ней государство не может или не хочет. А недобросовестным поставщикам такой бизнес приносит миллиардные доходы.
К 2050 году Россия должна стать экспортером №1 на газовые рынки Азии. Для наращивания объемов поставок газа как внутри страны, так и за рубеж необходима разработка собственных технологий бесшовных труб и труб большого диаметра. Об этом написал вице-премьер РФ Александр Новак в программной статье для журнала «Энергетическая политика», опубликованной 12 мая.
Однако свои технологии для реализации крупных инфраструктурных проектов, таких как проектируемый газопровод «Сила Сибири-2» в Китай, у российских трубных предприятий имеются, отмечают участники отрасли. Готовы заводы и к участию в масштабном обновлении сетей ЖКХ, на модернизацию которых власти выделят 4,5 трлн рублей до 2030 года.
Проблема, которая действительно мешает нормальной работе
рынка и несет риски для энергетики, – высокая доля фальсификата, когда под
видом новых изделий продаются старые трубы. Этот бизнес дает примерно 100 млрд
рублей в год – и почти никакой ответственности для владельца, говорят эксперты.

Отработала в нефтянке – идет в ЖКХ
В 2024 году на объектах коммунальной инфраструктуры в России произошло 50 000 аварий, которые привели к травмам и гибели людей, а также значительному материальному ущербу. Об этом со ссылкой на данные Росстата рассказал Mashnews директор некоммерческой организации «Фонд развития трубной промышленности» (НО ФРТП) Павел Родин. Причина не только в высоком износе старых сетей, но и в низком качестве новой строящейся инфраструктуры, в том числе применяемых труб.
По оценке Фонда, рынок стального трубного контрафакта и фальсификата в России по итогам 2024 года оценивается в 200 – 250 тыс. тонн – это 25% от рынка сварных труб большого и среднего диаметров, применяемых в строительстве, а также для сооружения и ремонтов инженерных сетей водоснабжения и водоотведения. То, что около четверти всей трубной продукции, используемой в стране (из полимеров, металла, железобетона, стеклопластика и других материалов) является подделкой, подтвердили Mashnews и в Ассоциации производителей трубопроводных систем (АПТС).
Источник трубного фальсификата – бывшие в употреблении трубы, выработавшие свой эксплуатационный ресурс в трубопроводах нефти и газа, которые загрязнены отложениями углеводородов, природными радионуклидами, остатками изоляции.
«Берут стальную б/у трубу в любом газораспределении, которая пролежала в сетях 20 лет, и на взрывоопасном объекте ее держать уже нельзя. Но вместо того, чтобы платить за ее утилизацию, эксплуатирующей компании проще продать ее как товар какому-нибудь заводу, который проведет ее пескоструйную обработку. По виду получится хорошая новая труба, только внутри она вся с микротрещинами», - пояснил генеральный директор Ассоциации производителей трубопроводных систем (АПТС) Владислав Ткаченко. По его словам, этот бизнес «любят в России» - он приносит своим владельцам около 100 млрд рублей в год.
Сегодня в стране более 100 площадок, которые занимаются реставрацией б/у труб, по сути – придают им товарный вид для дальнейшей перепродажи, добавил Павел Родин. Такое кустарное производство можно запустить в короткие сроки при минимальных вложениях и без оформления необходимого комплекта документов.
«После «кустарной» обработки и подготовки поверхности на трубы с неопределенными свойствами и неустановленным остаточным рабочим ресурсом наносится изоляция, воспроизводится маркировка любого производителя, подделываются сопроводительные документы и сертификаты качества. Таким образом, отреставрированные трубы становятся трудноотличимы от оригинальной трубной продукции. А их применение в строительстве неизменно приводит к аварийным ситуациям на недавно построенных или отремонтированных инфраструктурных объектах ЖКХ», - говорит директор НО ФРТП.
Умышленный фальсификат приравнивают к браку
Доля фальсификата растет и в сегменте полимерных труб, отметили в АПТС. Собранный б/у пластик дробят и добавляют к первичному сырью. Это дает экономию более чем в два раза. Хотя по существующим техрегламентам такая практика запрещена, подчеркнул глава Ассоциации.
«Применение некачественного нетрубного сырья для производства полимерных труб приводит к гораздо меньшему сроку эксплуатации таких изделий, при том, что ГОСТом на напорные трубы для водоснабжения и водоотведения предусмотрен срок службы не менее 100 лет», - отметил председатель совета директоров группы «Полипластик» Лев Гориловский.
По его мнению, изменить ситуацию способна система цифровой маркировки полимерной трубной продукции и сырья, которая уже стартовала в стране в пилотном формате.
«На текущий момент разработано необходимое ПО с интеграцией в систему ГИС МТ «Честный знак», а также комплекс оборудования с внедрением в технологические линии и процессы производителей. Идет практическая фаза эксперимента на Климовском трубном заводе и на площадке СИБУРа в Тобольске. В результате, если правительством будет принято решение об обязательной маркировке, система может быть быстро масштабирована на всю отрасль. Это обеспечит прозрачность и прослеживаемость всего жизненного пути трубы, что будет способствовать значительному сокращению применения некачественной продукции», - прокомментировал директор компании.
Однако обеспечение прослеживаемости – это не панацея, если не будет усилена ответственность бизнеса за фальсификат, считает Владислав Ткаченко. По его словам, в стране до сих пор нет понятия «фальсифицированная промышленная продукция», поэтому подделку приравнивают к производственному браку, с крошечными штрафами. В итоге предприятие, получая многомиллиардные доходы на выпуске заведомо опасной продукции, при выявлении таких случаев отделывается незначительным наказанием.
«Это глобальная проблема, и она касается огромной группы товаров. Наказания в США, ЕС или Китае за фальсификат очень жесткие – по 5-10 лет лишения свободы, многомиллионные штрафы. А мы уже 25 лет не можем добиться введения оборотных штрафов. И завод, выпускающий откровенно фальсифицированное изделие, которое может нанести огромный ущерб государству и обществу, получает штраф 50 тыс. рублей и только. Вот это проблема системная, и такие проблемы государство категорически решать не хочет – видимо, потому что у чиновников есть свои «свечные заводики», - заявил Владислав Ткаченко.
В результате фальсификат легко проникает не только к частным потребителям, но и на крупные инфраструктурные объекты, реализуемые по нацпроектам. Аварии, которые в результате происходят, стараются не афишировать, а расследовать такие ЧП бывает сложно.
«Ведомства и органы надзора друг на друга кивают, говорят, что у них нет полномочий наказывать, плюс существует мораторий на проверки, и даже прокуратура не может воздействовать. И получается, что это коллективная безответственность, и коллективные условия созданы для недобросовестных производителей и поставщиков», - отметил директор Ассоциации производителей трубопроводных систем. А результатом станет опережающий износ всех основных строящихся фондов – жилых зданий, промышленных объектов, дорог, коммунальной и другой инфраструктуры – которые будут служить в два, пять, десять раз меньше заявленного срока, добавил эксперт.
По его словам, немалый процент фальсификата поступает в отрасль через коммерческие закупки и госкомпании. Даже крупные заказчики в стратегической нефтегазовой промышленности зачастую пропускают подделку. Иногда подрядчикам не хватает компетенций, чтобы определить фальсификат, а порой на риск идут умышленно.
«Конечно, у каких-то потребителей есть входной контроль, но провести качественную проверку не так просто. Потому что визуально фальсификат не увидишь: надо отобрать образцы, отправить на химанализ и т.д. Но нужно понимать и то, что фальсифицированные трубы дешевле обходятся производителю и поставщику: формируется дополнительная сверхмаржа, которой можно пользоваться по-разному – можно дать скидку или взятку», - пояснил Владислав Ткаченко.
И вот этим вопросом – повышением ответственности недобросовестных производителей – нужно заниматься в первую очередь, чтобы развивать и трубную промышленность, и энергетический комплекс, уверен собеседник Mashnews. А так у российских трубников достаточно и мощностей, и технологий для обеспечения растущих нужд энергетиков – в том числе, с учетом новых амбициозных планов Правительства.
«Новые производства, если нужно, будут открываться, но для добросовестных игроков рынка необходимо создать условия, при которых им будет рентабельно работать. Потому что если рядом с хорошим предприятием откроется то, которое будет делать фальсификат, то первое может тоже свернуть на этот путь, чтобы хоть как-то конкурировать. И тогда весь рынок начнет производить фальсификат», - предупредил Владислав Ткаченко.
Российские технологии круче импортных
Как рассказал Mashnews источник в трубной отрасли на условиях анонимности, российские компании за последние 15-20 лет вложили «колоссальные средства» в модернизацию и создание новых производств по выпуску как бесшовных труб, так и труб большого диаметра. Это как раз те сегменты, развитие которых анонсировал в своей статье Александр Новак.
«В результате за последние 5 лет доля импортной трубной продукции на российском рынке не превышала 3%. Мощностей для ее производства в стране достаточно, сегодня возможности промышленности даже превышают спрос со стороны потребителей», - отметил собеседник Mashnews из крупной трубной компании.
По его словам, сейчас трубная отрасль ориентируется не на замещение импортной продукции, а на разработку новых перспективных персонализированных решений и продуктов под задачи российских заказчиков в энергетической, химической, нефтегазовой и других отраслях.
«Это такие вопросы, как освоение премиальных резьбовых соединений с повышенными эксплуатационными свойствами, длинномерных труб для атомной промышленности, также, как и трубной продукции из нержавеющей стали, в том числе труб большого диаметра. Данная продукция более устойчива к воздействию коррозионно-агрессивной среды и экстремально низким температурам и предназначена для строительства связующих трубопроводов на предприятиях по переработке газа, ее выпуск уже налажен некоторыми игроками рынка», - сообщил эксперт.
Новые разработки ведутся компаниями постоянно, и многие из них являются уникальными для мирового рынка. Так, например, «Северсталь» создала технологию, которая, вероятно, будет применяться при строительстве нового газопровода «Сила Сибири - 2» в Китай. Это сталь и трубы класса прочности К70. Как рассказали в компании, в 2023 году впервые в мире успешно завершились полигонные пневматические испытания таких труб.
«Это как раз тот случай, когда речь идет не просто об импортозамещении, а об «импортоопережении», ведь опыта производства такой трубной продукции и строительства магистральных трубопроводов из таких труб очень мало, есть лишь единичные опытные проекты в Северной Америке. Это трубы, которые предназначены для эксплуатации газопроводов с давлением до 150 атмосфер. Для сравнения скажу, что сегодня большинство магистральных газопроводов строится с давлением эксплуатации не более 120 атмосфер. Планируется, что такие трубы будут использоваться для строительства Восточной Системы Газопроводов, частью которой станет газопровод «Сила Сибири-2», - прокомментировал Mashnews директор по техническим продажам «Северсталь Менеджмент» Виталий Липин.
Набирают популярность у нефтяников и гибкие полимерные трубы (ГПАТ). Например, группа «Полипластик» выпускает трубы «Полифиброн», которые применяются на объектах «Лукойла», «Иркутской нефтяной компании», «Газпромнефти». На 2026 год запланирован запуск нового завода совместно с «Лукойлом». Все сырье и комплектующие для этих труб производятся в России.
«В текущем году планируем запустить проект на заводе «Сибгазаппарат» в Тюмени по производству таких ГПАТ в теплоизоляции, в том числе с электрообогревом. Это позволит решать задачи нефтяников по эксплуатации трубопроводов в районах Крайнего севера», - рассказал глава компании Лев Гориловский.
Заводы ждут заказов
Участники рынка отмечают, что по многим видам трубной продукции отрасль самообеспечена на 100%. Однако сегодня есть проблемы с загрузкой заводов – огромные цеха, в том числе по выпуску труб большого диаметра, простаивают. Предприятиям нужны крупные заказы, чтобы планировать объемы производства и развиваться. А это, в свою очередь, будет стимулировать создание критически важных компонентов и оборудования.
«Например, испытательное оборудование, используемое в трубной промышленности, все еще импортное. И сейчас это, в основном, Китай, который мы не очень хотели бы покупать, но вынуждены. Немецкие или японские изделия, конечно, более надежны, но они труднодоступны, а своего российского оборудования нет», - пояснила Mashnews заведующая лабораторией защитных покрытий и полимерных функциональных материалов ООО «Исследовательский центр ТМК» Юлия Прыкина.
По ее словам, развитие магистральной инфраструктуры, в том
числе строительство крупных газопроводов, таких как «Сила Сибири-2», а также
освоение новых месторождений с трудными условиями эксплуатации даст толчок к
росту производства труб и развитию новых технологий в отрасли.