Евгений Белый: инженеров много, а кадров не хватает
В этом году в российских вузах выделено более 246 тыс. бюджетных мест на инженерно-технические специальности — каждое третье бюджетное место. Производственные предприятия массово жалуются на нехватку людей, хотя число бюджетных мест растёт давно. С чем это связано и как готовить инженеров «не для галочки», рассказал MASHNEWS доктор технических наук, основатель Telegram-канала «Наука и университеты» профессор Евгений Белый.
Абитуриенты едут в столицы
— Евгений Михайлович, как вы оцениваете уровень знаний абитуриентов, которые поступают на технические специальности?
— Есть абитуриенты, которые поступают в знаковые вузы страны: МИФИ, МГТУ имени Баумана, Политех в Санкт-Петербурге, ИТМО, Томский политех. Там высокие проходные баллы, повышенные требования к качеству знаний. А есть планка вузов региональных, она довольно низкая, там часто на технические специальности берут почти всех, и шанс на бюджетное обучение получают абитуриенты, имеющие по математике, информатике и физике баллы, близкие к пороговым. В этом случае о качестве подготовки говорить не приходится, если уж быть совсем откровенными, зачастую речь идёт о полном отсутствии знаний.
— Есть мнение, будто исход абитуриентов с высокими баллами из регионов связан с ЕГЭ.
— Да, это основная причина. Но я принципиальный сторонник Единого государственного экзамена. Ведь у талантливых ребят с периферии, из сельских школ, малых городов, появилась возможность поступить в крупнейшие вузы страны. У моего поколения таких широких возможностей не было. Конечно, кто-то уезжал и поступал, но это были единицы. Сейчас большинство студентов в московских и петербургских вузах — иногородние. В научном сообществе ведутся дискуссии: насколько корректно ЕГЭ может оценивать знания. Так вот, по гуманитарным дисциплинам, допустим по литературе, может быть, и есть поле для обсуждений, но по математике, физике и информатике ЕГЭ оценивает знания вполне объективно. Ведь в точных дисциплинах на экзамене нужно показать, как выпускник умеет решать конкретные задачи. Ничего лучше ЕГЭ для точных наук пока не придумали.
— Как же региональным вузам набирать талантливых абитуриентов, если все едут в Москву и Петербург?
— Я не зря упомянул в числе ведущих технических вузов страны Томский политех. Успешные примеры рядом, так что региональным вузам есть куда стремиться. Но не всё зависит от программы, технической базы и преподавательского состава институтов и университетов. Молодые люди хотят жить в крупных городах, Томск притягивает талантливых выпускников школ, многие другие города — нет.
Может ли троечник стать инженером?
Фото: КМЗ
— Что скажете о качестве вузовской подготовки студентов в регионах? Можно ли ввести в инженерную профессию ребят с плохими школьными знаниями?
— Возможно, иногда такое бывает. Но как из человека с очень плохими знаниями по математике и физике сделать хорошего инженера? Во многих вузах сейчас вводятся дополнительные занятия для младшекурсников со слабым уровнем подготовки. Это непозволительное расходование ресурсов, ведь человек поступил в университет не затем, чтобы ему преподавали там школьный курс физики или математики. Плохие школьные знания у абитуриента не потому, что он глуп и ему не хватает интеллектуальных ресурсов для освоения программы. Такие ребята просто не хотят учиться, им лень, у них другие интересы. Если человек в школе 11 лет не хотел учиться, у него низкие баллы ЕГЭ, а потом он пришёл в институт, то довольно опрометчиво думать, что там он вдруг начнёт учиться хорошо. Число бюджетных мест в вузах на инженерных специальностях растёт, а выпускников с хорошими баллами больше не становится.
— Правда ли, что сейчас вузы стараются не допускать отсева студентов из-за опасений в сокращении финансирования?
— Да, если отчислено более 10%, вузу может быть сокращено финансирование. И эта проблема не только учебных заведений технического профиля. Недавно мне на глаза попалось интервью декана лечебного факультета Тихоокеанского медицинского университета, где он открыто говорит, что поставлена задача: раз абитуриенты поступили по конкурсу, то нужно их учить, чтобы они получили профессию.
— Но есть мнение, что вузы часто не могут научить студентов, что квалификация преподавателей недостаточна.
— В советские времена была такая поговорка — два мира, два Шапиро. С одной стороны, есть ведущие университеты с сильным преподавательским составом и прекрасной научно-технической базой. В рядовом региональном вузе картина другая. Если вы зайдёте в учебное заведение на периферии и спросите, сколько преподавателей оттуда уводилось за последние годы, то список получится внушительный. Из небольших городов уезжают не только абитуриенты, также мигрируют в столицы кандидаты и доктора наук. Ещё одна проблема, особенно серьёзная для технических вузов, — многие преподаватели не знают реальное производство. Их стандартная карьерная лестница: школа, вуз, аспирантура, кандидатская степень, доцент в университете. Такие преподаватели учат только по учебникам, качество, естественно, хромает.
Связь с заводом
Фото: КМЗ
— Сейчас многие промышленные компании стремятся сотрудничать с техническими вузами, чтобы выращивать кадры «под себя». Эффективно?
— Это очень хорошо, особенно когда создаются базовые кафедры на предприятиях, а заведуют ими топ-менеджеры. Для вуза такой формат означает, что студенты получают «зелёный свет» в прохождении всех производственных практик, руководитель стимулирует сотрудников компании преподавать и руководить студентами при написании выпускных квалификационных работ. Да, штатные инженеры предприятий часто не готовы работать в вузах: нет времени, мало платят, да и не всех отпускают — лекции и семинары проходят днём. Когда на предприятии есть базовая кафедра, эти вопросы легко решаются. Группу из 20 человек вуз может подготовить для конкретного индустриального партнёра.
— Часто производственная практика у студентов проходит формально?
— Не возьмусь судить обо всех вузах. Далеко не всегда у вузов есть индустриальные партнёры. А когда долгосрочных договорённостей нет, предприятие не видит смысла сотрудничать с вузом. Некоторые компании даже просят с учебных заведений деньги за приём студентов на практику, так как придётся отвлекать сотрудников от основной работы, чтобы они шефствовали над студентами. В ряде вузов предлагают студентам самим искать места для практики. Кто-то получит подлинное погружение в профессию, а кто-то проставит печати в дневник практики. Вуз этот процесс контролировать не может. Не вижу другого пути организации практики, кроме партнёрства вузов с промышленными предприятиями. Если руководитель завода будет знать, что практиканты придут к нему через пару лет на работу, то отношение будет совсем другим.
Больше инженеров с хорошей зарплатой
Фото: Depositphotos.com / nd3000
— Сейчас отмечается рост производства в оборонной промышленности, сказался ли этот процесс на обучении студентов?
— На многих предприятиях стали платить хорошие зарплаты, это лучший стимул для студентов учиться старательнее. Кажется, это стимулирует и абитуриентов, они видят реальную перспективу после окончания вуза устроиться на хорошую работу и достойно жить. Усилилось и внимание со стороны администраций учебных заведений. Если раньше основной доход вуз получал от подготовки юристов или экономистов, теперь растёт сектор ВПК. Активизировались и научные исследования по этой тематике, что чрезвычайно важно для вузов. В вузах, где есть наука, как правило, хорошее образование.
— Каких специалистов сейчас не хватает больше всего, а каких вузы выпускают в избытке? В каких специальностях они не успевают за темпом развития промышленности?
— Регулярно слышу, что у нас в избытке юристов, экономистов, учителей, выпускников сельхозвузов, менеджеров, да кого угодно. Но в избытке не специалисты, а выпускники с дипломами. Квалифицированных юристов и экономистов тоже не хватает. Инженеров — тем более. Часто наблюдаю, как выпускники технических вузов продают бытовую технику или работают в автосервисах. Это не значит, что инженеров в избытке. Просто у многих выпускников низкая квалификация, не позволяющая работать на производстве, да и зарплаты там стали расти лишь в последние полтора года. Если рост продолжится и затронет все предприятия, выпускники пойдут туда.
СПРАВКА MASHNEWS:
Белый Евгений Михайлович, автор и администратор Telegram-канала «Наука и университеты», доктор технических наук, профессор, почётный работник высшего профессионального образования РФ. Больше 40 лет работал в вузе, заведовал кафедрой экономики и организации производства Ульяновского государственного университета.