Если завтра ЧП. В Чувашии сконструировали автономную систему жизнеобеспечения
Выживание людей в экстремальных ситуациях должна обеспечить система Чебоксарского завода силовых агрегатов. Над ней работали 10 лет, теперь запатентовали, называют уникальной и готовы к производству. Специалисты считают идею любопытной, но с особенностями применения.
Всё на одном грузовике
Принцип «всё в одном» делает эту систему уникальной, говорят в машиностроительном кластере Чувашской Республики. Агрегат, собранный в одном корпусе, способен обеспечить генерацию электроэнергии, подачу холодной и горячей воды, а также наддув воздуха, которого хватит на помещение до 1,7 тыс. кубических метров. Это единственная подобная установка в мире, уверяют в чувашском кластере.
Систему показали главе Чувашии Олегу Николаеву, он был впечатлён, назвав потенциальными потребителями МЧС и Минобороны России.
Идея создания подобной системы жизнеобеспечения продиктована необходимостью обеспечить выживание и благополучие людей в экстремальных ситуациях. Установка может стать источником энергии в полевых условиях, а также обеспечить резервное питание для объектов критической важности, например, больниц, рассказал MASHNEWS генеральный директор Чебоксарского завода силовых агрегатов Александр Дмитриев.
«Если вследствие ЧП пропадает электричество, вода, вентиляция, то этот комплекс доставляется на грузовом автомобиле. Далее разворачиваются все его системы, и в течение одной рабочей смены потребитель получает тёплый или охлаждённый воздух, чистую воду и электроэнергию. В составе комплекса — топливный бак объёмом 800 литров. Он рассчитан на 24 часа работы дизель-генератора. Если комплекс разворачивается более чем на один день, то необходим подвоз топлива. Система может комплектоваться дополнительными опциями: системой очистки воды до уровня стандартов ВОЗ, надувной палаткой, отдельной осветительной мачтой. Мощность дизель-генератора — 100 кВт, тепловая мощность — 110 кВт, непрерывность работы на полной мощности — до 36 часов. Масса установки — до 9 тонн. Она может работать как на дизеле, так и на газе», — говорит Дмитриев.
Для аварийного отопления вода может быть и технической — в контуре циркуляции установлен проточный сетчатый фильтр. Качество питьевой воды зависит от системы фильтрации, её отдельно готовы поставить потребителю по запросу.
Система сделана из российских и зарубежных комплектующих. Энергетическая установка — дизель-генератор, теплообменники, компенсаторы, электрический котёл — изготовлены в России. А вот жидкостные насосы из Дании, пояснил Дмитриев.
«Сейчас мы работаем над тем, чтобы заместить практически все импортные компоненты на российские. Мы готовы к серийному производству установки на предприятиях машиностроительного кластера Чувашии, но при условии поддержки проекта Минпромторгом России. Сейчас производство установки ведётся инициативно и возможно изготовление лишь под заказ», — говорит Александр Дмитриев.
Об очевидных плюсах и потенциальных минусах
В зоне чрезвычайной ситуации нужны разнообразные системы жизнеобеспечения и поддержания санитарного состояния, рассказал MASHNEWS начальник Санкт-Петербургского учебного центра медицины чрезвычайных ситуаций МЧС России Яков Гинзбург.
«Санитарное состояние — это электроэнергия, тепло, вода, питание, чистое бельё и т.д. Это всегда необходимо. Вопрос в том, на чём это будет работать и как будет организовано снабжение. У нас есть переносные генераторы, есть мощные перевозные дизель-электростанции на разных шасси, поэтому с электричеством вопросов обычно не возникает. Что касается воды, то есть и фильтрующие станции, и станции дистилляции, и станции водоочистки. Для горячей воды у нас существуют военно-полевые бани и санпропускники. Но всё это отдельные модули», — объясняет Яков Гинзбург.
«Чебоксарские инженеры смонтировали их в единый контейнер, и тут нужно смотреть, как это всё будет работать, насколько это будет надёжно, как будет относиться к плохому топливу. Много различных моментов, которые исключительно на практике можно понять. Мы с собой дизтопливо берём на пять-шесть дней, а дальше планируем, что будет налажен подвоз горючего. Поэтому надо понять, как эту новую систему планируют использовать», — продолжает он.
«С одной стороны, »всё в одном« — это большой плюс, так как задействован один тягач. Удобнее, конечно, когда мы идём не колонной, а с одной такой машиной. С другой стороны, если система ломается, то ломается сразу всё, и у нас нет ни электричества, ни воды, ни тепла. Соответственно, этот вопрос надо будет как-то решать», — высказывает опасения Гинзбург.
Функционально — любопытная штука
Судя по габаритам и весу, это техника не для оперативного реагирования на чрезвычайную ситуацию, она больше для следующего этапа спасательных работ — развёртывания, например, стационарных пунктов размещения, считает руководитель добровольного спасательного отряда «Экстремум» Борис Лейтес.
«9 тонн — вес, 110 кВт — генератор. Это не авиамобильная установка. Никакая спасательная служба не повезёт её по воздуху. Это устройство, которое должно находиться на местах, откуда грузовиком его можно доставить в необходимую точку. Это не совсем спасательная тема, это больше про жизнеобеспечение массового пребывания людей, например, во временных лагерях. Но функционально — любопытная штука», — уверен Лейтес.
Одну такую установку уже приобрело МЧС России. На Чебоксарском заводе силовых агрегатов не стали говорить, во сколько их система обойдётся потребителям.