В ожидании подъёма. Производство эскалаторов и лифтов упало до минимума
В 2022 году в России сделали всего девять эскалаторов. Их производство сократилось в разы. Лифтов тоже стали делать меньше. Но эксперты считают, что дно уже достигнуто, и в этом году спрос на подъёмники возобновится. Но опять может вмешаться Китай.
Нет торговли — не нужны эскалаторы
За пять лет производство эскалаторов в России упало почти в 6,5 раза (с 58 до 9). Это данные Росстата.
Главная причина — снижение спроса, говорят участники рынка. Основные потребители эскалаторов — метрополитен, торговые и развлекательные центры. Активное строительство метро в РФ ведёт только Москва, а ввод коммерческой недвижимости бьёт антирекорды. По данным аналитиков IBC Real Estate, в 2022 году в России было сдано в эксплуатацию только 305 тыс. кв. м торговой недвижимости — это наименьший объём за 20 лет и в три раза меньше, чем в 2021 году.
У некоторых производителей эскалаторов снижение оказалось более ощутимым, чем в среднем по рынку. Например, в петербургской компании «Латрэс» оценивают падение объёма заказов в десять раз за пять лет. «Особенно заметным снижение стало в связи с пандемией: посещаемость ТЦ упала, доходы населения тоже, много площадей пустует, поэтому новых торговых комплексов не строят», — поясняет Александр Леваков, заместитель генерального директора по коммерческим вопросам ЗАО «Латрэс».
Прошлый год не способствовал повышению покупательской активности граждан РФ. По данным Google Mobility Index на 15 октября 2022 года (затем компания прекратила отслеживать этот показатель), посещаемость торговых центров в регионах РФ упала более чем на 16% по сравнению с февралём 2020-го. Трафик в ТЦ Москвы за то же время сократился на 34%.
Выгоднее из Китая
В производстве эскалаторов найти альтернативных отечественных поставщиков комплектующих вместо иностранных оказалось непросто.
«В составе эскалаторов для метрополитена примерно 20% импортных деталей. Например, лента для поручней закупалась в Германии, часть электрики — в других странах Европы. В подъёмниках для торговых центров доля иностранных комплектующих больше. Теперь, видимо, будем закупать их в Китае», — говорит Александр Леваков.
Российским изготовителям комплектующих сложно конкурировать с китайскими — в КНР за счёт больших объёмов производства и мощных программ господдержки стоимость конечной продукции выходит существенно ниже, чем в РФ. «Даже с учётом транспортных расходов выгоднее закупать китайскую продукцию», — признаёт Леваков.
Лифты под замену
Фото: pixabay.com
Производство лифтов за пять лет, по данным Росстата, сократилось на 20% — с 26,9 тыс. штук в 2018 году до 21,6 тыс. в 2022-м.
Главные заказчики лифтов — жилищные девелоперы, объёмы нового строительства в стране не падают, в 2022 году было сдано 45,5 млн кв. м недвижимости в многоквартирных домах, что на 4,7% больше, чем в 2021-м.
Однако в большинстве случаев эти проекты начаты в 2021 году и раньше, напоминают в компании Meteor Lift (новое название бывшей российской «дочки» Otis, которая прошлой весной заявила о приостановке деятельности в РФ).
«Весной 2022 года застройщики отложили старт ряда проектов новых жилых комплексов и, соответственно, перенесли закупку лифтов. В большинстве случаев закупка систем вертикального транспорта осуществляется на начальных этапах. Это, безусловно, оказало влияние на объём производства лифтового оборудования», — комментируют в Meteor Lift.
Не всё в порядке и с другим крупным источником заказов для производителей лифтов — программой замены подъёмников, отработавших 25-летний ресурс. Таких к февралю 2013 года, когда началась реализация программы, было 140 тыс., на их замену нужно 360 млрд рублей. Денег на программу постоянно не хватает, срок реализации приходится сдвигать. В декабре 2019 года его продлили на пять лет, до 15 февраля 2025-го.
Сейчас уже очевидно, что нужно снова переносить дату, говорят в Российском лифтовом объединении (РЛО). На данный момент подъёмников с истекшим сроком службы в РФ 61,7 тыс. штук, ещё 22,7 тыс. лифтов выработают ресурс до 2025 года. В 2022 году были проведены аукционы на замену 9674 лифтов на общую сумму 32,9 млрд рублей.
Чтобы уложиться в сроки, нужно модернизировать по 35 тыс. в год.
Meteor вместо Otis
Фото: Meteor Lift
На статистике производства лифтов отразилась и приостановка работы петербургского завода Otis — ООО «ОТИС лифт». С марта 2022 года, когда компания заявила об уходе из РФ, по июль, когда была закрыта сделка по приобретению предприятия холдингом S8 Capital, завод фактически не работал. Учитывая, что в 2021 году он выпустил 8 тыс. лифтов, четыре месяца простоя — ощутимый срок.
В июле производство возобновилось. «За первый месяц работы завод произвёл более 400 единиц оборудования», — рассказали в Meteor Lift. На производственной площадке бывшего Otis в столичной Щербинке, которая также перешла к S8 Capital, производится до 14 тыс. лебёдок в год.
Импортных комплектующих в российском производстве лифтов, по оценке РЛО, около 30%. Проблемы с их поставками оказались для отечественных предприятий менее болезненными, чем падение спроса.
В Meteor Lift сообщили, что у них высокая локализация производства (90%). И поэтому серьёзных сложностей из-за разрыва прежних партнёрских связей не возникло.
«Мы быстро заключили контракты с новыми поставщиками, в том числе отечественными. Например, буквально за несколько месяцев российский поставщик смог наладить производство плат с микропроцессором, одного из основных элементов управления лифтом. Ранее компания закупала этот компонент в Германии», — рассказали на предприятии.
Ещё один локализованный элемент лифта — LED-системы освещения кабин. Теперь их закупают у петербургского поставщика вместо французского.
Надежды на Минстрой, Москву и СНГ
Фото: Dan Kitwood / Getty Images
По мнению экспертов, спад спроса на лифты и эскалаторы уже в этом году может смениться ростом. Например, ввод торговых площадей, по подсчётам IBC Real Estate, в 2023 году увеличится. Исходя из планов девелоперов, должно быть сдано в эксплуатацию около 550 тыс. кв. м ТЦ. Из них — 250 тыс. в Москве и 300 тыс. в регионах.
Некоторый оптимизм внушают планы по строительству московского метро. В 2023–2027 годах в Москве будет сдано 17 новых пересадочных и 35 промежуточных станций. Это в среднем по 10,4 станции в год. Для сравнения: с 2010-го по 2022-й было введено 69 новых станций — по 5,75 станции в год.
«Есть спрос на наши эскалаторы в странах СНГ. Во многих из них стоят системы, смонтированные ещё в советское время, они требуют замены, сервисного обслуживания. Есть потребность и в поставке новых эскалаторов», — говорит Александр Леваков.
Производители лифтов надеются на увеличение финансирования программы модернизации подъёмников. В РЛО отмечают, что сейчас Минстрой рассматривает варианты ускорения реализации этой программы.
В расчёте на эти перспективы Meteor Lift наращивает долю госзаказов: за первый квартал 2023 года она увеличилась на 20%. Сейчас мощность завода в Петербурге — 10 тыс. лифтов в год, в ближайших планах компании — увеличить выпуск до 15 тыс.