Еще один стартап: фургонами из Елабуги заинтересовались крупные транспортники
«Почта России» рассматривает возможность закупить для городских доставок выпускающиеся в Елабуге цельнометаллические электро-фургоны марки Sova, производство которых стартовало в феврале. Это может стать поворотным моментом в деле об автопарках логистических компаний, считают эксперты.

Эксперимент признать удачным
«Почта России» провела городские испытания электрофургона Sova 25 и осталась довольна результатами, сообщает официальный телеграм-канал компании. В частности, отмечается, что грузовой отсек «Совы» в два раза больше чем у других курьерских автомобилей, а также то, что переход на такие машины позволит снизить транспортные расходы на 28%.
Sova 25 – не собственное изобретение предприятия из Елабуги, а ребрендированный Wuling EV50. Разумеется, китайский. Конкурентов в этом сегменте у «Совы» практически нет: будка на шасси УАЗа стоит дороже, а у электрического «Ларгуса» грузоподъемность в три раза меньше. Это вполне соответствует главной идее стартапа: предложить рынку электрический развозной фургон по самой низкой цене. Как видно, стратегия сработала: в «Почте России» пусть не открыто (официальных комментариев нет), но говорят о том, что будут закупать такие автомобили в ближайшем будущем, исходя сугубо из экономических оснований – «зеленая повестка» здесь не причем.
Не исключено, считают эксперты, что за «Почтой» последуют другие компании, работающие в сфере мало- и среднегабаритных перевозок.
«Крупным перевозчикам и службам доставки давно пора рассматривать электротранспорт в качестве дополнительной, а возможно и основной транспортной тяги. Использование электрогрузовиков для доставки last mile, да и в целом для среднемагистральных перевозок экономически целесообразно, экологически полностью оправдано и перспективно в целом», - уверен технолог опытного производства химических источников тока компании «АВЭКС» Андрей Корчун.
«Целесообразно, если пробеги будут большими»
Главное, если говорить о сокращении издержек, - то, насколько долго будет эксплуатироваться такой транспорт, и какие у него предполагаются пробеги, отмечает автоблогер и автоэксперт Артем Зайцев.
«Надо понимать, какой у этих машин ресурс. Если 200 тыс. км, чуть меньше или чуть больше, тогда в этом есть смысл. На короткие дистанции в рамках какого-то города ездить на электромашине не проблема. Электромашина – это проблема уже за городом», - говорит собеседник Mashnews.
Зайцев вспоминает историю из собственного опыта: «К морю нас возил электромобиль. Пробег у него был огромным. Но – хорошая батарея, которая обеспечивала ему приличный ресурс. Да и ломаться там особо нечему, машина простая по конструктиву: батарея, электромотор, управляющие электронные компоненты, мост, колеса, все». То же самое в целом можно сказать о «Сове». И это еще один довод в пользу того, чтобы перевести парк на «электрички»: «Расходники для электромобилей нужно менять реже (тормозные колодки, масло, масляные фильтры, свечи, масло в коробке передач)». А это дополнительная экономия», - напоминает Андрей Корчун.
Но главная выгода зависит все же в первую очередь от пробега.
«Любой новый тип энергии подразумевает экономию только на длинных дистанциях. На коротких, то есть если купить машину для эксплуатации в пределах 10-30 тыс. км, ничего не сэкономишь. А если автомобиль пройдет 200 тыс., даже 100 тыс., эффект будет», - уверен Артем Зайцев.
«Стоимость машины имеет большое значение, но нужно понимать, что электромобиль, хоть и дороже бензинового на начальном этапе, потом будет сильно выигрывать на дистанции. И чем больше срок эксплуатации, тем больше заметна экономия, - согласен с Зайцевым Андрей Корчун. – Электромобиль заряжать дешевле, чем заправляться топливом, а если зарядку проводить ночью, то можно еще больше сэкономить на ночных тарифах».
Впрочем, возможны и проблемы, незаметные на первый взгляд. «Электрофургоны чисто теоретически могут помочь организациям снизить расходы на ГСМ. Особенно, если учитывать льготы, которые в данном случае можно получить от государства. Однако есть несколько «но». Зарядные станции только предстоит оборудовать, а здесь возникает вопрос о доступных сетевых мощностях», - указывает заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов.
«Опыт применения электромобилей в крупных автопарках Соединенных Штатов показал, что суммарные расходы могут возрасти (даже с учетом экономии на топливе). К примеру, если фургон останется без заряда, его невозможно будет заправить с колёс, придётся эвакуировать на базу», - продолжает эксперт.
Опыт «Почты России» как база данных
В сегменте коммерческих перевозок у «Совы» неплохие перспективы, полагает Артем Зайцев: такой транспорт подходит профильным компаниям. Другой вопрос, отмечает он, что полностью переводить парк на электротранспорт возможно не лучший из вариантов – в данном случае логичнее совмещать, а не замещать. Особенно с учетом возникновения типично зимних рисков, добавляет Александр Фролов: когда часть заряда тратится на обогрев, а движение традиционно затруднено.
Впрочем, относительно целесообразности проекта есть и другое, совершенно полярное мнение: почтовики тратят время и деньги зря.
«Глубоко бессмысленные расходы, которые никогда не окупятся – вот как можно назвать приобретение «Почтой России» подобной техники, - утверждает вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин. - Понятно, что в условиях больших пробегов, нашего климата, дефицита зарядной инфраструктуры такие транспортные средства нежизнеспособны».
Впрочем, вице-президент НАС в меньшинстве: все больше и больше компаний-перевозчиков задумываются о покупке электрического транспорта. А в случае с «Совой» не должно быть и проблем с инфраструктурой: производитель не просто продает машины, но и обеспечивает их зарядками. К тому же, добавляет Александр Фролов, такое решение «позволит собрать данные об эксплуатации и реальном уровне расходов».
СПРАВКА MASHNEWS
- ООО «Сова Моторс» начало работу 11 января 2025 года в Особой экономической зоне Алабуга. Инициатор проекта – «Ланит», крупный поставщик IT-решений. В модельном ряду на данный момент две модели: Sova 25 и Sova 35, первая полной массой 2,5 тонны, вторая – 3,5 тонны. В основе 25-й модели лежит Wuling EV50, в основе 35-й – Dongfeng Liuzhou L2EV. Пока машины собираются крупноузловым методом, планируется постепенная локализация. Проект должен стать самоокупаемым при выпуске 1000 фургонов ежегодно.
- Изначально предполагалось, что Sova 25 будет стоить 3,5 млн рублей. Из-за ряда внешних факторов цена выросла до 4,5 млн – и это все равно самое бюджетное предложение на рынке цельметаллических электрофургонов, которых в России на данный момент крайне мало. В комплект к «Совам» идет обеспечение необходимой инфраструктурой: производитель обещает устанавливать зарядки в указанных покупателем локациях.