18 июля 2025 20:40
читать 11 минут

ЕС жестит: чем 18-й пакет санкций грозит российской нефти

Евросоюз принял очередной пакет санкций против России – по словам главы Евродипломатии Каи Каллас, «один из самых жестких». Эксперты пока оценивают его как «много шума из ничего». Однако вводимые ограничения могут иметь серьезные последствия для российской нефтяной промышленности в будущем. 

Совет Европейского союза (ЕС) принял в пятницу, 18 июля, 18-й пакет санкций в отношении России. Глава европейской дипломатии Кая Каллас назвала его «одним из самых жестких пакетов санкций против России на сегодняшний день». Эксперты Mashnews считают это заявление слишком громким. Однако риски все же есть.

Высота «потолка» значения не имеет

Первое, что сразу начали обсуждать отраслевые СМИ – это снижение «потолка» цен на российскую нефть с текущих $60 до $47,6 за баррель. Если стоимость экспортируемой нефти из России будет выше предельной цены (price cap), установленной странами ЕС, то танкерам будет запрещено перевозить ее по морю, а страховым компаниям – страховать такие суда.

Под действие нового «потолка» может попасть около трети российской нефти, если импортеры продолжат использовать западные страховые и логистические сервисы – фрахт судов и т.д., рассказал Mashnews декан факультета финансовой экономики МГИМО, доктор экономических наук, профессор Игбал Гулиев. Однако основная часть сырья из РФ идет по альтернативным каналам – в Китай, Индию, на Ближний Восток, где price cap игнорируется или технически не применяется. 

«Страны, которые находятся под влиянием США и ЕС (прежде всего, речь о Восточной Европе) попытаются ограничить закупки. Трейдеры из этих стран, которые зарегистрированы в Европе, тоже будут достаточно осторожно подходить к этому. Но для покупателей, ставших для России традиционными за последние три года, ситуация сильно не изменится», - отметил Игбал Гулиев.

С ним согласен директор по исследованиям Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев.

«Изменение условий «потолка» цен значимо только для фрахта судов в странах ЕС – это Греция, Кипр и Мальта, которые наиболее активно протестовали против изменения предельной цены. А на общей стоимости транспортировки российской нефти и нефтепродуктов данная мера, скорее всего, практически не скажется», - считает эксперт.

«Теневому» флоту, которым пользуется Россия, чтобы обходить санкции, все равно, какой «потолок» игнорировать – $60 или $47,6, подчеркнул ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков. При этом, США не снижает «потолок» цен для российской нефти, а все будут смотреть именно на то, что делают американцы, добавил собеседник Mashnews.

«Поэтому я думаю, что ничего не произойдет с экспортом российской нефти. Никакие страны не откажутся от покупки нашего сырья», - уверен Игорь Юшков. 

В новый санкционный пакет попали еще 105 танкеров, которые, по версии ЕС, являются частью российского «теневого» флота. Им запретят заходить в европейские порты и ограничат доступ к страхованию и другим услугам, связанным с морскими перевозками. Всего под ограничениям ЕС сейчас находится 444 танкера.

Игбал Гулиев не исключил дополнительных издержек, которые могут возникнуть в связи с новым «ударом» ЕС по российскому «теневому» флоту.

«Возможно где-то возрастет стоимость страхования, где-то придется переоформлять сделки. Но, как показал опыт последних лет, мы успешно выстроили устойчивые логистические схемы, и в данном ключе перестройка продолжится», - отметил декан факультета финансовой экономики МГИМО.

Не самый «жесткий», а самый «распиаренный»

Также 18-й пакет санкций ЕС вводит запрет на импорт нефтепродуктов из третьих стран, если они произведены из российской сырой нефти. Однако, по мнению Алексея Белогорьева, это может стать проблемой, в первую очередь, для самого Евросоюза.

«Где они будут покупать эти нефтепродукты? И индийские, и турецкие НПЗ найдут каналы сбыта в других странах – да, европейский рынок для них привлекателен, но он не единственный. И я не думаю, что такой запрет приведет к сокращению импорта российской нефти этими странами», - отметил эксперт.

Забавно выглядят и санкции против недействующих газопроводов «Северный поток» и «Северный поток-2». Интерес к ним проявляли только США, для которых запреты европейцев мало что значат.

«Что касается санкций в отношении «Северных потоков» - это сугубо символическое действие, выражение политической позиции, что ЕС не планирует возобновлять поставки по данным газопроводам», - говорит Алексей Белогорьев.

Таким образом, предусмотренные 18-м пакетом санкций меры вряд ли причинят заметный вред российской нефтяной промышленности и скажутся на доходах России от экспорта «черного золота».

«Не вижу, чтобы там что-то могло повлиять на увеличение дисконтов на российские сорта нефти или тем более привело к снижению экспорта. Поэтому мне кажется, что пока «много шума из ничего», - добавил директор по исследованиям Института энергетики и финансов.

Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный напомнил, что любые санкции на рынке энергоресурсов приводят к его разбалансировке, изменению логистики и ее удорожанию.

«От этого страдают все, особенно те, кто вводит эти санкции. Посмотрите цены на энергоресурсы в Европе и мире: европейцы убивают прежде всего свою экономику», – прокомментировал Mashnews Павел Завальный.

По мнению Игбала Гулиева, заявление Каллас о том, что 18-й пакет санкций станет «одним из самых жестких», носит, скорее, политический характер.

«Такими страшилками нашу экономику уже не напугать. Евросоюз стремится продемонстрировать некое единство и продолжение курса давления на РФ, но мы понимаем, что реальный эффект от подобных мер все более ограничен. Большинство критических для нашей экономики и промышленности направлений были реализованы в предыдущих пакетах. Сейчас речь идет скорее о неком «латании дыр» и ужесточении контроля над обходом уже действующих ограничений. И здесь мы не видим принципиально новых шагов», - пояснил декан факультета финансовой экономики МГИМО.

Новый пакет санкций точно не является «самым жестким» - скорее, «самым распиаренным», считает и Игорь Юшков.

«Более жестким был, например, запрет на перевозку российской нефти морским транспортом, запрет на импорт нефтепродуктов, российского угля и т.д. – это то, что принималось в 2022 году», - добавил собеседник Mashnews.

С ним согласен и Алексей Белогорьев, который подчеркнул, что реальных экономических инструментов давления на Россию у ЕС практически не осталось.

«Есть, конечно, угроза физической блокады российского флота, но это уже военная мера, и на это вряд ли кто-то решится в ближайшее время», - добавил эксперт.

Санкционные списки не так безобидны, как кажется

Тем не менее, тот факт, что санкционный список танкеров, перевозящих российскую нефть, постоянно растет, может обернуться неприятными последствиями для российской «нефтянки».

«Уменьшение «потолка» никакой роли само по себе не сыграет, если только не рассматривать его как подготовительную меру к более серьезным комплексным ограничениям. ЕС в каждый пакет заносит сотни танкеров «теневого» флота. Таким образом, они создают некий критерий разделения флота и в перспективе могут попытаться перекрыть вход танкеров «теневого» флота в Балтийское море, запретив пропуск подсанкционных судов через Датские проливы», - пояснил Игорь Юшков.

Возможно, именно для этого Евросоюз стремится постепенно внести весь российский «теневой» флот в санкционные списки. 

«А дальше они скажут России – если вы хотите перевозить свою нефть через Балтику, мы не препятствуем этому, мы не нарушаем международных норм о свободном судоходстве (хотя это, конечно же, будет нарушение) – пользуйтесь пожалуйста танкерами, которые не попали под санкции – а значит теми, которые соблюдают «потолок» цены. И с этой точки зрения им важно этот потолок опускать», - рассуждает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности.

Однако, по его мнению, европейцы все же вряд ли пойдут на такие меры.

«Сомневаюсь, что они в ближайшее время попытаются перекрывать Балтийское море таким образом и что они вообще самостоятельно рискнут это сделать – только при существенной, формальной или неформальной, поддержке США», - заключил собеседник Mashnews.  
Теги:
Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!